Кофе без молока

Евгений Федоров| опубликовано в номере №1464, май 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Наиболее жаркая полемика, и сегодня усердно поддерживаемая средствами массовой информации, давно уже бушует по поводу пресловутого «металла». И это не случайно: армия поклонников «тяжелой» музыки растет не по дням, а по часам: как грибы после дождя появляются все новые и новые «хэви-метл» группы. Шутка ли сказать: на московской «Рок-панораме-87» из полусотни выступивших групп более половины (!) играли (или пытались играть) «металл». Однако справедливости ради надо отметить, что восторг определенной части публики вызвали не более трех-четырех коллективов. Но даже среди этих «хромированных» команд здорово выделялась группа «Черный кофе». А выделиться в потоке «горячего металла», когда группы похожи, как близнецы, композиции, как капли воды, «героические» позы музыкантов на сцене, как элементы в обязательной программе фигуристов, прямо скажем, очень непросто. И все-таки «Черный кофе» в этом деле преуспел.

Неординарные вокальные данные лидера группы Дмитрия Варшавского, столь несвойственный «металлу» мелодизм композиций, высокий профессионализм музыкантов — все это обусловило выход «Черного кофе» в авангард «металлистов». Примечательно, что наибольшим успехом у слушателей пользуются медленные композиции группы («Владимирская Русь», «Листья»), то есть композиции с яркой мелодической основой. Они легко запоминаются, их можно напевать в отличие от большинства «стальных» опусов других групп.

Как утром чашка черного кофе, взбадривают песни «Переступи порог», «Светлый металл». Публика на концертах, мягко говоря, не скучает: здесь и аплодисменты, и крики, и, конечно же, целые стада «коз» (своеобразная комбинация из пальцев — признак любви к «хэви-метл»). Энергия, которой заряжены все песни группы, возвращается от публики к музыкантам под тем же «напряжением». Это закон любого рок-концерта. Но именно «благодаря» контакту «сцена — зал» группа пережила немало неприятных моментов. В чем только ее не упрекали: и в развязности, и в музыкальной безграмотности, и в пропаганде чуждой нам культуры. Но коллектив выдержал, выстоял и сумел доказать свою жизнестойкость.

Успеху группы способствовал в большой степени выход долгоиграющей пластинки «Переступи порог», в которую вошли практически все боевики «Черного кофе». Это был первый диск с записями «металлической» музыки, выпущенный фирмой «Мелодия». Событие в своем роде революционное и потому породившее новую волну дебатов на тему «льзя» или «нельзя». Время доказало, что «льзя»...

Популярность группы можно объяснить еще и тем, что «Черный кофе» с момента своего создания, с непрофессионального детства, так сказать, играл «тяжелую» музыку. Музыканты, не в пример многим своим именитым коллегам, не меняли стиль в угоду моде. А потому творческая мимикрия, столь распространившаяся в последнее время среди рок-групп, миновала этот коллектив.

Несколько раз менялся состав «Кофе», но эти болезненные периоды практически не повлияли на «здоровье» группы. Тандем Дмитрия Варшавского и Игоря Куприянова (бас-гитара, вокал) надежно обеспечивает группе популярность. Очень здорово помог молодым музыкантам в трудный период становления на профессиональной сцене опытный режиссер и продюсер Ованес Мелик-Пашаев, в чьей программе группа работает и по сей день.

И все бы хорошо, но вот только вызывает определенные сомнения будущее «хэви-метл» в целом, а вместе с ним и судьба группы. Дело в том, что, несмотря на всю воинствующую популярность «металла», это направление не оправдало возлагавшихся на него надежд. Творческий всплеск, который лет десять назад породили «Машина времени», «Високосное лето», «Аквариум» и другие ансамбли, прошел, и практически ничего столь же яркого и самобытного за минувшие годы не появлялось. И вот пару лет назад на сцене зазвучал «металл»; была в нем какая-то шокирующая самоуверенность, был свежий ветер. Увы, сейчас уже всем ясно, что реанимировать наш рок-н-ролл зарядами «хэви» не удалось.

И, видимо, прав Андрей Макаревич, который как-то сказал, что весь бум вокруг «металла» кончится в тот день, когда в «Детском мире» в свободной продаже появятся «напульсники» и «шиповки». Дело в том, что «металл» — это, пожалуй, единственный стиль, который целиком и полностью принадлежит молодежи. Не выдерживают взрослые этой музыки, не выдерживают.

Но стоит только раскрыть перед ней все двери, как «металлическая» аудитория если и не исчезнет совсем, то сократится до небольшой группы истинных знатоков и любителей, которым этот «плод» сладок в независимости от «запретов». Думается, останется три-четыре самых хороших коллектива, и есть надежда, что среди них будет и «Черный кофе».

И последнее. Любопытно, что молодые люди, которые считают себя поклонниками «хэви», своей музыки не знают и записывают в «металлисты» всех, кто вызывает их интерес: от «Алисы» до «Наутилуса». Это говорит о том, что мода на атрибутику подменяет моду на музыку, а стрелка вектора развития рок-н-ролла отклоняется все больше от «металла». Впрочем, это уже тема для отдельного разговора...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены