Смеляков выразил чувства молодежи, выросшей в боях первой пятилетки, преданной партии, жадной к жизни и знаниям:
«... Так, включившийся в движенье, Некрасивый и рябой, Ты проходишь с наслажденьем Мир, во всех его явлениях Понимаемый тобой...»
Но, выражая в своих стихах полноту жизни, которой живут юноши и девушки Советской страны, Смеляков иногда забывает о другой особенности молодежи - об ее целеустремленности, об ее умении видеть в действительности и положительные и отрицательные качества. За цветами, травами и дождями, которыми полны стихи Смелякова, иногда пропадают контуры мира, понятого по - большевистски, мира, в котором еще предстоит много бороться для окончательной победы социализма.
Смеляков находит для основных мотивов своей поэзии свежие и впечатляющие образы. Но на его творчестве сильно оказываются болезни роста: недостаточная глубина и нечеткость мировоззрения, некоторая тематическая узость, элементы ученичества.
Если Смеляков идет к созданию образа молодого героя путем лирики, то Джек Алтаузен пытался решить эту же задачу, нарисовав большое эпическое полотно.
Его поэма «Первое поколение» представляет собой попытку дать образ ударника - героя эпохи - широкими эпическими мазками. В этом достоинство поэмы.
Но герой поэмы Мишка Базунов, помимо воли автора, оказался не тем героем, по которому могла бы равняться наша молодежь. Лучшие чувства и помыслы Мишки почти не выразились в героических действиях. Во многих случаях они подменяются отвлеченной декламацией. Эта декламация часто смазывает положительные черты ударника Мишки Базунова. Мы ждем, что Алтаузен в своей дальнейшей работе справится с тяжелой, но благодарной задачей, которую он поставил перед собой.
Социалистическая действительность создает людей нового, ленинско-сталинского стиля.
Страстность и трезвость, готовность на любые лишения и желание жить с покрытием всех культурных потребностей, американская деловитость и русский революционный размах, знание техники своего дела и широта культурного диапазона - вот черты этого формирующегося в нашей стране нового человеческого типа.
В живой действительности эти черты рассеяны между отдельными людьми. Еще редки случаи полного совмещения всех этих положительных качеств в одной индивидуальности. Но значит ли это, что нельзя уже теперь создавать образ положительного героя, что всякие попытки в этом направлении заранее обречены на неудачу?
Тов. Горький неоднократно указывал, что литература должна подыматься над действительностью, что она не только отражает, но и направляет жизнь.
Неудачи писателей объясняются и огромной трудностью задания, и плохим знанием ими действительности, и слабостью словесного мастерства. Ведь требования к людям в нашей стране неизмеримо выросли. Новый устав партии требует от каждого коммуниста звания техники своего дела и повышения теоретического уровня. Примеры людей, награжденных орденами Ленина и Красной звезды, стимулируют миллионы других лучше работать во всех областях социалистического строительства. В этой обстановке проходит стремительный рост культуры широких масс. Все это в результате делает работу писателя более трудной. Недаром Михаил Иванович Калинин заметил, что стать писателем в нашей стране неизмеримо труднее чем в буржуазной стране. Калинин имел в виду высокие требования, которые предъявляются сегодня к писателю - «инженеру душ».
Чем объяснить, например, неудачи молодых писателей? На это исчерпывающий ответ дал Алексей Максимович Горький в «Беседе с молодыми»: «...объясняется... на мой взгляд, слабым идеологическим и техническим вооружением молодых литераторов. Незнанием ими истории своей страны и ее людей, каковыми они были до революции. Незнанием, которое лишает авторов возможности понимать резкое внутреннее различие настоящего с прошлым и достойно оценивать настоящее. Неправильным отношением к жизни, в которой их внимание останавливается по, преимуществу на отрицательных явлениях ее и как бы не замечает явлений, требующих утверждения, развития. Выбором мелких, анекдотических тем, увлечением деталями и в крупных произведениях и вообще работой «по линии наименьшего сопротивления».
Эти слова тов. Горького имеют отношение не только к молодым писателям, но и ко многим признанным и маститым.
Где в литературе образы большевиков типа Шмидта и комсомольцев типа Усыскина? Как откликнулись писатели на завоевание Арктики? На обводнение пустынь? На появление в стране замечательных кадров новых командиров промышленности, о которых с гордостью говорил на XVII съезде товарищ Сталин?
Дело, конечно, не в том, что звание «героя Советского союза» введено совсем недавно, - неофициально это звание существует с первых же дней советской власти. Характерно, что единственным откликом на опасение экспедиции Нобиле в 1928 г., в котором деятельное участие принимали советские ледоколы, летчики и полярники, была средняя повесть Б. Лавренева «Белая гибель».
Итак, требования ленинского комсомола к литературе еще не удовлетворены. Но советская литература быстро идет вперед: она уже овладевает методом социалистического реализма. Одно из главных требований этого метода - создание «типичных характеров в типичных обстоятельствах». В применении к нашей тематике - это значит создание типичных советских героев в типичных для советской действительности обстоятельствах.
«Правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» (Устав Союза советских писателей, п. 1 - й). Понятно, что воспитывать отвлеченными поучениями нельзя, - воспитывать можно только на конкретных примерах. Поэтому создание полноценного положительного героя - основная задача советских писателей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.