Где же герой

И Гольдберг, С Карамоленко| опубликовано в номере №258, июнь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Смеляков выразил чувства молодежи, выросшей в боях первой пятилетки, преданной партии, жадной к жизни и знаниям:

«... Так, включившийся в движенье, Некрасивый и рябой, Ты проходишь с наслажденьем Мир, во всех его явлениях Понимаемый тобой...»

Но, выражая в своих стихах полноту жизни, которой живут юноши и девушки Советской страны, Смеляков иногда забывает о другой особенности молодежи - об ее целеустремленности, об ее умении видеть в действительности и положительные и отрицательные качества. За цветами, травами и дождями, которыми полны стихи Смелякова, иногда пропадают контуры мира, понятого по - большевистски, мира, в котором еще предстоит много бороться для окончательной победы социализма.

Смеляков находит для основных мотивов своей поэзии свежие и впечатляющие образы. Но на его творчестве сильно оказываются болезни роста: недостаточная глубина и нечеткость мировоззрения, некоторая тематическая узость, элементы ученичества.

Если Смеляков идет к созданию образа молодого героя путем лирики, то Джек Алтаузен пытался решить эту же задачу, нарисовав большое эпическое полотно.

Его поэма «Первое поколение» представляет собой попытку дать образ ударника - героя эпохи - широкими эпическими мазками. В этом достоинство поэмы.

Но герой поэмы Мишка Базунов, помимо воли автора, оказался не тем героем, по которому могла бы равняться наша молодежь. Лучшие чувства и помыслы Мишки почти не выразились в героических действиях. Во многих случаях они подменяются отвлеченной декламацией. Эта декламация часто смазывает положительные черты ударника Мишки Базунова. Мы ждем, что Алтаузен в своей дальнейшей работе справится с тяжелой, но благодарной задачей, которую он поставил перед собой.

Социалистическая действительность создает людей нового, ленинско-сталинского стиля.

Страстность и трезвость, готовность на любые лишения и желание жить с покрытием всех культурных потребностей, американская деловитость и русский революционный размах, знание техники своего дела и широта культурного диапазона - вот черты этого формирующегося в нашей стране нового человеческого типа.

В живой действительности эти черты рассеяны между отдельными людьми. Еще редки случаи полного совмещения всех этих положительных качеств в одной индивидуальности. Но значит ли это, что нельзя уже теперь создавать образ положительного героя, что всякие попытки в этом направлении заранее обречены на неудачу?

Тов. Горький неоднократно указывал, что литература должна подыматься над действительностью, что она не только отражает, но и направляет жизнь.

Неудачи писателей объясняются и огромной трудностью задания, и плохим знанием ими действительности, и слабостью словесного мастерства. Ведь требования к людям в нашей стране неизмеримо выросли. Новый устав партии требует от каждого коммуниста звания техники своего дела и повышения теоретического уровня. Примеры людей, награжденных орденами Ленина и Красной звезды, стимулируют миллионы других лучше работать во всех областях социалистического строительства. В этой обстановке проходит стремительный рост культуры широких масс. Все это в результате делает работу писателя более трудной. Недаром Михаил Иванович Калинин заметил, что стать писателем в нашей стране неизмеримо труднее чем в буржуазной стране. Калинин имел в виду высокие требования, которые предъявляются сегодня к писателю - «инженеру душ».

Чем объяснить, например, неудачи молодых писателей? На это исчерпывающий ответ дал Алексей Максимович Горький в «Беседе с молодыми»: «...объясняется... на мой взгляд, слабым идеологическим и техническим вооружением молодых литераторов. Незнанием ими истории своей страны и ее людей, каковыми они были до революции. Незнанием, которое лишает авторов возможности понимать резкое внутреннее различие настоящего с прошлым и достойно оценивать настоящее. Неправильным отношением к жизни, в которой их внимание останавливается по, преимуществу на отрицательных явлениях ее и как бы не замечает явлений, требующих утверждения, развития. Выбором мелких, анекдотических тем, увлечением деталями и в крупных произведениях и вообще работой «по линии наименьшего сопротивления».

Эти слова тов. Горького имеют отношение не только к молодым писателям, но и ко многим признанным и маститым.

Где в литературе образы большевиков типа Шмидта и комсомольцев типа Усыскина? Как откликнулись писатели на завоевание Арктики? На обводнение пустынь? На появление в стране замечательных кадров новых командиров промышленности, о которых с гордостью говорил на XVII съезде товарищ Сталин?

Дело, конечно, не в том, что звание «героя Советского союза» введено совсем недавно, - неофициально это звание существует с первых же дней советской власти. Характерно, что единственным откликом на опасение экспедиции Нобиле в 1928 г., в котором деятельное участие принимали советские ледоколы, летчики и полярники, была средняя повесть Б. Лавренева «Белая гибель».

Итак, требования ленинского комсомола к литературе еще не удовлетворены. Но советская литература быстро идет вперед: она уже овладевает методом социалистического реализма. Одно из главных требований этого метода - создание «типичных характеров в типичных обстоятельствах». В применении к нашей тематике - это значит создание типичных советских героев в типичных для советской действительности обстоятельствах.

«Правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачами идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» (Устав Союза советских писателей, п. 1 - й). Понятно, что воспитывать отвлеченными поучениями нельзя, - воспитывать можно только на конкретных примерах. Поэтому создание полноценного положительного героя - основная задача советских писателей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены