Где же герой

И Гольдберг, С Карамоленко| опубликовано в номере №258, июнь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одна из главных фигур романа - Мирон Ватагин, секретарь парткома. Партийность Мирона Ватагина не вызывает сомнений. Ватагин идеологически безукоризнен. Он хороший руководитель парторганизации. Кругозор его как будто шире чем кругозор Маргулиеса. Он умеет ударно работать и культурно отдыхать, пользоваться солнцем, воздухом и водой, рассуждать о высоких материях, но именно это - то последнее свойство настолько раздуто автором, что искажает весь образ. Ватагин философствует везде: и на стройке во время прорыва и на пляже... Даже вытащенный из омута, в котором он чуть не утонул, Ватагин первым делом начинает философствовать по поводу случившегося. В результате живой человек превращается в философствующую схему, изрекающую сентенции и афоризмы торжественным, высокопарным языком.

Положительного героя показывают не через действие, а через разговоры - это главный недостаток большинства разобранных выше произведений.

Не избежал этого отчасти и Борис Левин в интересном романе «Юноша».

Большевик Праскухин в романе Лещина противопоставлен в качестве сорокалетнего «молодого человека» восемнадцатилетнему «старичку» Мише Волче. Праскухин - набросок положительного героя, для которого работа является центром жизни. На работе он любит, волнуется, огорчается, негодует и радуется неизмеримо больше и ярче чем «дома». В отличие от Миши ничто не оставляет Праскухива равнодушным, до всего ему есть дело... Но то, что рассказано Лениным о Праскухине, - это пока лишь иллюстрации к интересно задуманному образу. В моменты наиболее напряженной работы, тогда, когда человек выявляется полностью, Праскухина как раз мы и не видим.

Пожалуй единственным примером героя, показанного целиком через действие, является 25 - тысячник Давыдов из «Поднятой целины» Шолохова. Это не схема твердокаменного большевика - это живой человек, ленинградский рабочий - партиец, неплохо разбирающийся в незнакомой ему сложной деревенской обстановке, наделенный живыми, человеческими чертами. Его выдержка во время кулацкого «бунта», его уменье разговаривать с массой вызывают сочувствие и одобрение читателя.

Но положительные качества Давыдова, производящие достаточно сильное впечатление, когда мы анализируем их вне романа, тускнеют, как только мы начинаем сопоставлять Давыдова с отрицательными героями. Тогда оказывается, что Нагульнов, Островнов, дед Щукарь обрисованы ярче Давыдова. Шолохов при всем своем мастерстве споткнулся на том, на чем споткнулись до него многие: он не сумел дать образ положительного героя, более яркого и сильного чем героя отрицательные.

Образ Давыдова недостаточно приподнят. Именно поэтому в лице Давыдова писатель не дал нам полноценного образа большевика, перестраивающего мир. «Быть таким, как Давыдов», - этого у нас не говорят. А необходимость в таком нарицательном имени, в таком герое - образце, сейчас еще большая чем когда - бы то ни было.

Особо нужно остановиться на произведениях молодых писателей. Частично о них мы уже говорили. Богданов и Яков Ильин - писатели, воспитанные комсомолом. Последние годы дали новые имена беллетристов и поэтов, выросших в недрах ленинского комсомола: Островский, Авдеенко, Смеляков, Корнилов и другие.

Как же эти писатели, крепко связанные с ленинским комсомолом, выполняют косаревское задание? Как влияют их творческие поиски в этом направлении на весь фронт советской литературы?

«Как закалялась сталь» Островского - одна из самых популярных книг среди молодежи. Правда, и здесь не дан «герой - идеал». Но Павел Корчагин и его брат Артем, матрос - большевик Жухрай - живые, запоминающиеся фигуры. Героизм Павла Корчагина неходулен: он является логическим следствием окружающей обстановки, влияния на Корчагина взрослых рабочих, прежде всего его брата.

Корчагин - буденовец, герой гражданской войны и первых месяцев мирного строительства - закономерно вырос из маленького Павки, строившего пакости учителю - попу и по - своему боровшегося против чудовищной эксплуатации детского труда в привокзальном ресторане.

Яркие, насыщенные классовой ненавистью картины хозяйничанья на Украине петлюровских банд, увлекательно рассказанные боевые эпизоды придают книге то сочетание занимательности со значительностью содержания, которого не хватает многим произведениям нашей литературы. Роман еще не окончен: вышла лишь первая часть. Можно ожидать, что Островский даст одно из лучших произведений о людях комсомола.

Талантливый молодой писатель Авдеенко нарисовал в романе «Я люблю» яркий образ рабочего - комсомольца, перегнившего в детстве ужасы капиталистической эксплуатации и познавшего на социалистической стройке радость творческого, коллективного труда.

Образ Саньки волнует читателя искренностью своей и лиризмом.

Картины борьбы за качество работы, эпизоды соревнования машинистов по - настоящему захватывают читателя. Свежий язык, смелые образы, неожиданные эпитеты выделяют этот роман из произведений других ударников, вместе с которыми Авдеенко был «призван» в литературу.

Но несмотря на эти положительные качества роман художественно неполноценен.

Ликующий лиризм автора (во второй части книги), поданный в неумеренных дозах, портит образ Саньки, делает его слащавым.

Голубая безмятежность, чрезмерная «безоблачность» Саньки не могут нравиться нашей молодежи, готовящейся к решающим классовым битвам. Авдеенко схватил одну из характерных особенностей нового человека - его оптимизм, но выразил этот оптимизм неглубоко.

Этот поверхностный оптимизм, преждевременная успокоенность, сплошные розовые и голубые тона особенно характерны для молодой поэзии.

В поэзии задача создания положительного образа связана с проблемой лирики. Выразить чувства и мысли нового человека так, чтобы взять читателя «за живое», чтобы отвоевать этого читателя у такого мастера лирики, как Есенин, - вот что предстоит сделать поэтам, если они хотят выполнить требование ленинского комсомола.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены