Молодые кустари Кимрского и Ленинского уездов
ВИТРИНЫ модных магазинов на Столешниковом и Кузнецком расцвечены выставкой модных с вырезами туфелек и башмаков.
Вы видите в окне магазина изящный ботинок, при взгляде на который и в голову не придет, что это - кустарная работа. Однако, мало кто знает, что манящие витрины Столешникова и Кузнецкого, башмачные и сапожные гирлянды на Сухаревке ведут нити свои в Кимры, Тверской губ. и Талдом, ныне Ленинск.
Талдом не случайно гордится своим прошлым - жил там когда - то Салтыков - Щедрин. Дом его там и сейчас имеется. Школа второй ступени именем его названа. Жил бы и сейчас великий писатель - немало описал бы он веселого и грустного об этом городе. Подавляющее большинство населения уездов - башмари.
В Ленинске есть даже улица целая - Кровавой называется. Выстроена она во время войны. Обитатели ее нажились на военных сапогах. Из опорок они искусно созидали подошвы, прозванные «тысяча и один гвоздик». Прозвище это носит отпечаток той сложной работы, которую надо проделать, чтобы из старых голенищ - получилась подошва.
Вообще мастерство изворотливости и жульничества здесь развито небывало. На рынок выходит каждый раз несколько тысяч кустарей, и никто не решится утверждать, что среди них найдется десяток, которые вынесли «честную» работу. Где - нибудь обязательно кроется хитрость - либо в картонной подошве, либо в таком же заднике.
«Лепилы» - местные мастера. Лепят, а не шьют.
- Я тебе продал, чтобы на руках носить, а не топтать, издеваются башмари. Таков рынок.
Есть здесь и производственные артели.
Увы, очень часто в них орудуют бывшие люди. При большом проценте неграмотных, там часто процветает грабеж, обжуливание кустарей и т. д. Молодежи в артелях немало. Работают они лучше стариков, старательней, чище. Но работают по - старинке. На «липке».
Липка - скамеечка - отнимает у молодежи, как и у стариков, 18 часов в сутки.
Под «базар» ученик, подмастерье и хозяин «дуют» все ночи. Но зато после, если уж загуляют, так на неделю, на две.
Гуляют здесь по - особому. При мне в с. Прислон на масленицу собралась стенка. Стенка подготавливается месяцами. Годами вкоренилась она. Дрались прислонские из Ленинского уезда, с кимрскими, Тверской губернии. Кимрский уезд - через Волгу перейти.
И вот с утра в масленичные дни выходят ребята, «шпингалеты», и начинают подзадоривать:
- Лепилы, боитесь что ли?
- Сопляры, наддадим вам уж.
- А побоитесь!
К «шпингалетам» присоединяются ребята постарше, потом даже старики. Стенка готова.
На этот раз при мне двинули в село стрелковый кружок, кинопередвижку, мобилизнули кажется и пожарную дружину, но стенка все же состоялась.
Стенка - это отображение того быта, который окружает кустаря.
Парнишку с 11 лет берут на липку. На «липке» он первый год сидит за 50 рублей (в которые входит обувь и одежда). На второй год он по такому же расчету получает 100 рублей.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.