Молодая смекалка

М Грэн| опубликовано в номере №101, май 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Комсомольцы-изобретатели

ТЕКУТ изобретательские заявки: за три года существования нового закона о патентах - 22 тысячи с лишним, из них три с половиной тысячи запатентовано ценных усовершенствований и крупных конструкций. Что ни год - быстрее поток и выше качество изобретений: 1924 - 25 г. - 690 патентов, 1925 - 26 г. - 1.019, а за 1926 - 27 г. - уже две тысячи без малого. Среди изобретателей много малограмотных рабочих, не умеющих вычертить какую - нибудь простую зубчатку. Они обливаются седьмым потом «ад расчетами и моделями, робеют и злятся на высоких лестницах высоких учреждений от солидно - внушительного тона «спецов», от сложной, невразумительной для них канцелярской переписки, от рокового для многих плаката:

Проекты вечных двигателей к рассмотрению не принимаются

У иных «за душой» ничего и не числится, кроме «волшебного» проекта: от технического невежества до розовых облаков фантазии - один шаг. Иные (скажу по секрету) за годы хождения по «инстанциям» сами, в конце концов, превращаются в «живые двигатели». Но в общей массе наш рабочий изобретатель с его неустанной энергией и творческим порывом - переделывать, совершенствовать, создавать новые формы и конструкции - является настоящим «вечным двигателем» социалистического строительства...

А где же молодежь?

На заводах и фабриках. Если искать через бюро содействия рабочему изобретательству - найдете очень мало.

Почему бы такое? Неужто здесь наша молодежь мало проявляет себя? Нет. Действуют ребята, мозгуют, бывает - и не редко - не спят ночей, родят идеи, которых частенько ни карандашом, ни рейсфедером выразить не сумеют, а для промышленности советской, для сельского хозяйства большие ценности создают. Но учитывать их никто не учитывает. Многие реализуют свои усовершенствования и изобретения прямо на предприятиях - до научных институтов и бюро содействия вовсе не доходят. А те, что доходят теряются в общем учете.

Вот обещают сейчас завести на личных карточках изобретателей возрастную графу. Тогда - другой разговор. А пока что - гуляйте, ищите по заводам, школам и деревням СССР: нет - нет, да и нападете на большое, интересное изобретение. Вот несколько примеров.

Попов Михаил

«Эх, и река, и краса - широкий Дон! Скорей бы лето - через горы в поход собираемся», - говорит Попов, и усталые глаза его загораются. Усталость от мыканья по учреждениям, от учебы и жизни впроголодь, от 15 - часового «рабочего дня» (рабфак + общественная нагрузка + изобретательство)...

Когда надвинулись на бедноту кулаки - станичники с белым офицерством, дороги не выбирал Иван Попов. С одиннадцатилетним сыном Мишкой ушел он в добровольцы в Красную армию; отец - начальник продотряда, паренек - рассыльным. Два года носило Мишу по центральным губерниям, по Украине и родному Дону, пока не стал отряд на разведке в богатой станице Константиновской. Отвел парня отец к знакомому слесарю, бывшему пулеметчику отряда:

- Ну - ка, друг, возьми в работу - ремесло твое верное...

Проучился Миша голодные годы - вышел подручным, поступил в мастерскую профшколы, потом работал на постройке электростанции, на сооружении большого шлюза, на электромоторах. Много чего перевидал и перепробовал за эти четыре года. Тогда - то, еще в профшколе, стало парня подмывать: строил без знаний, самоучкой, маленькие динамо, делал паровую машину с качающимся цилиндром, завалил крохотную комнатушку моделями, частями, всяким хламом. Отец после фронта и тяжелой голодовки заболел, работать не мог - приходилось сверхурочными семью поддерживать. Для изобретательства только ночь оставалась (не даром у 20 - летнего парня здоровье расшатано). Бывало поздней ночью вдруг загудит у Миши в комнате, а рядом семья спала: - Ах ты, леший эдакий... Однако, не препятствовали: видать было - не спроста мудрит, когда бородачи за советом к Мише приходят, квалификацию свою, говорят, повышают при помощи комсомольца. Уже в конце 1925 года у Попова серьезные мысли бродили: с товарищем телефон самодельный устроить (одни трубки были), чтобы по осветительной сети разговаривать. В две недели состряпали, но потом забросили, потому что практической пользы никакой не получалось.

В 1926 году задумался Попов над аэропланным крылом особой конструкции. В то время работал он на постройке шлюза в станице Семикаракорской, - здесь же спроектировал турбину для своего нового самолета. Но лотом уехал в Ростов и почти забыл о проекте. Встречает как - то знакомого рабочего парня, тоже изобретателя. Разговорились:

- Ты что же молчишь, - ведь дело не пустяк, можно здорово двинуть...

И в самом деле, двинул: когда изготовил чертеж и сдал в краевой СНХ, то уже в 1927 г. «турбина», или, как ее величают специалисты, коловратный двигатель внутреннего сгорания, была запатентована. А в январе текущего года на руках у Попова оказался такой отзыв проф. Озолзарса, зав. лабораторией термических двигателей Донского Политехнического Института:

«... Коловратный двигатель представляет собой в высшей степени оригинальный двигатель внутреннего сгорания, обладающий рядом положительных качеств по сравнению с существующими поршневыми двигателями внутреннего сгорания...

... Идею, положенную в основу конструкции, нахожу вполне правильной; практическое же осуществление этой идеи, полагаю, встретит ряд затруднений, однако, не непреодолимых для первоклассного машиностроительного завода».

По другим отзывам, двигатель Попова отличается легкостью и, помимо авиации, может быть после небольшой переделки приспособлен для тяжелой индустрии, в автомобильном деле и т. п. К числу его достоинств относится также большая отдача тепла '(экономия горючего), малое число частей и плавный ход.

За двигателем настала очередь аэропланного крыла, над которым Попов еще раньше думал. Это крыло, запатентованное в том же 1927 году, отличается малым размахом, в силу чего оно дает максимальное использование подъемной силы и скорость движения больше обычной. Своеобразная форма крыла уменьшает сопротивление воздуха и сообщает полету значительную устойчивость.

Последнее изобретение Михаила Попова - прибор для передачи вращательного движения в возвратно - поступательное, имеющий также ряд преимуществ перед существующими приборами. В марте Попов - при поддержке краевого СНХ и партийной организации - приезжал в Москву для участия в окончательной экспертизе своих изобретений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люди в горах

Пешком по Кавказу