Быт ученика неслыханно тяжел и жесток. Душная комната, коптящая лампа, на которой греется воск. Гвоздики один выплевывает, кладет в ящичек, а другой берет в рот. Поэтому, когда праздник или стенка, все пользуются случаем поозоровать как следует.
Проблески нового виднеются лишь маленькими огоньками.
Есть Ахтимнеевская ШКУ - школа кустарного ученичества. В ней обучается около 50 детей кустарей и беднейших крестьян.
Несколько же школ второй ступени уезда абсолютно не приспособлены к характеру и экономическому лицу уезда. Люди выходят оттуда неподготовленными к жизни.
Тяжел, неслыханно тяжел труд и быт ученика.
Из 3.000 кустарно - наемного ученичества охвачено труддоговорами лишь 900 человек - меньше 1/3.
Хозяева нарушают договора на каждом шагу. Недавно было обследовано 14 предприятий кустарей и обнаружено 42 нарушения.
Молодой кустарь сегодня представляет собою и в Кимрах и в Ленинске зачастую досоветского Ваньку Жукова.
Только 8 процентов оканчивает четырехлетку. Остальные 92% уходят со второго года обучения.
И Кимры и Талдом не единичны.
Здесь только отображена печальная картина положения кустарного ученичества рельефнее, чем где бы то ни было. Будем точны в цифрах: по данным ЦСУ за 1925 г. в кустарной промышленности было занято 228 тыс. подростков в возрасте до 18 лет.
И ученик у кустаря - это буквально прислуга за всем: качать детей, ставить самовар, пасти скот, сбегать за водкой.
Положение с ученичеством осложняется часто некоторой штампованностью нашего подхода к кустарям, независимо от специальностей. Очень часто сложная для новичка работа требует, при самом внимательном отношении к ней, полгода, что бы освоиться с нею. Поэтому кустари предпочитают сдавать такие работы на квартиру, в деревню, нежели брать на свои хлеба ученика.
В Кимрах вы можете увидеть озирающихся по сторонам учеников - боятся, чтобы никто не увидел. А если кто узнает, хозяин изобьет.
Навстречу Ваньке Жукову поднимается комсомольская организация.
Она сейчас в Ленинске, например, занялась разъяснительной кампанией по пионер - отрядам и родительским собраниям о недопустимости и вредности отрыва от школы детей в раннем возрасте.
Она задумалась сейчас над вопросом поднятия квалификации одиночек кустарей из молодежи.
Молодежь тянется к общественным мастерским, так как только в них она может получить квалификацию и выбиться из тяжелого положения зависимости от скупщика. Дело в том, что на рынке в первую голову хватают лучшую по фасону обувь. Бедняк же, не имеющий квалификации, стоит долго и ждет покупателя на свой менее ходовой товар. Его то скупщик и жмет.
Башмак таит всю сложную проблему для молодежи, сидящей на липке и мечтающей об общественных мастерских, для которых у нас еще недостает, увы, ни средств, ни помещений и, что самое худшее, инициативы, чтобы взяться за дело как следует.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Письмо студента