Письмо студента
Редакцией получено письмо комсомольца - студента тов. Миронова. Мы печатаем ту часть письма, в которой Миронов делится своими сомнениями по поводу «вечных», проклятых вопросов организации быта. Миронов не продолжает уже приевшуюся дискуссию о половой распущенности молодежи. Его больше беспокоят вопросы увязки личной жизни «молодоженов» с их общественными интересами и обязанностями... Печатая письмо Миронова, редакция, Смены» выносит письмо на широкое обсуждение всех читателей, приглашая их присылать наблюдения по поставленным Мироновым вопросам. Впоследствии редакция постарается дать заключение «людей знающих и авторитетных».
И ЕЩЕ один вопрос, который, я прямо скажу, очень мучает меня. Да и не только меня, а пожалуй каждого молодого парня, который задумывается над жизнью, думает, как лучше устроить жизнь. Я говорю не в личном смысле - лучше жить, т. - е. вкуснее и сытнее питаться, мягче спать, лучше одеваться и т. д. Я имею в виду общее устроение жизни, чтобы отношения между людьми, в первую очередь между парнем и девушкой, содействовали строительству социализма, а не тормозили его.
Сейчас очень много пишут о «половой проблеме». Пишут много верного, а много и чепухи - это я знаю, потому что, повторяю, уже четыре года я живу в общежитии, и многое видел. Года три назад, когда мне было семнадцать лет, я еще многого не понимал, а теперь я уже могу во всем разобраться. И вот я видел, что вся линия взята на то, чтобы парень сходился с девушкой только, как говорят, по любви и жил с нею чуть ли не вечно. Особенно «Комсомольская Правда» так пишет; да и писатели, которые разоблачали распущенность, хотя прямо никто ничего не предлагал, но вывод приходится делать такой, что сходиться надо только по любви и что расходиться вообще нельзя. Это, может быть, хорошо говорить тем, кто живет в хороших квартирах, у кого большой заработок и т. д. Да и то многие из тех, кто проповедует всякую мораль, личным своим примером отнюдь, мне кажется, не содействует укреплению тех взглядов на жизнь, которые они пропагандируют.
Но что же получается в наших условиях, когда сходятся - даже по любви - парень с девушкой? Вначале все очень хорошо - целуются, милуются, оба занимаются своей прежней работой, и все, как будто, идет прекрасно, но не надолго. Есть миллион поводов, которые приводят к ссорам, разладу. Особенно, если живут вместе. Ведь в одной комнате даже лучшие товарищи - мужчины иногда повздорят, не говоря уже о том, что часто просто не сойдутся и жить вместе не смогут.
«С кем не поживешь, того не узнаешь» - это народная мудрость. А разве, когда парень сходится с девушкой, они знают друг друга настолько, чтобы гарантировать вечную любовь и согласие. Я сам знаю случай, когда дивчина, которая очень любила парня (а парень и впрямь складный!), ушла потому, что он... храпел. Я жил с ним до того с месяц, и это была чистая мука: невозможно уснуть - как пила по стеклу. Другой случай. Полюбил парень девушку. Долго ее охаживал, больше года. Сошлись, обзаксились и уехали в деревню к ее родным на каникулы. А вернулись порознь, он на неделю раньше, и как бы между ними ничего не было.
Потом только узнали причину: у нее от какой - то болезни вылезли волосы, на макушке лысина получилась, она носила искусственную косу - никто ничего и не подозревал - девица красивая. Скажут - пустяк, сознательный, культурный партиец (оба партийца) из - за этого не станет расходиться. Не знаю. Но осудить парня довольно трудно. Мне кажется, все же, что это должно быть очень неприятно.
Это мелочь. Но сколько бывает у человека отдельных черт и черточек, физических или моральных, которые оказываются неприятными или даже непереносимыми в условиях совместной - жизни!
Главный же источник неладов, мне кажется, заключается в том, что обычно ни парень, ни девушка от брака не получают никакого облечение в жизни, облегчения, которого они ждали и в котором очень нуждаются. Чаще всего прибавляются только пуды забот и хлопот, взамен чего радостей отпускается золотник.
Но особенно тяжело приходится, если появляется ребенок. Женщина на долгое время, если не навсегда, бросает учебу, отходит от партийной и общественной работы. Пеленки, рубашонки, простыньки стирать, мыть, кормить - целый день. Я видел прекрасного человека - женщину сильную, мужественную, с превосходным здоровьем, которая пыталась доказать, что можно совместить заботу о ребенке (и отчасти о муже) с учебой и общественной работой. Она вставала в шесть, кормила, стирала, занималась, работала до поздней ночи. Пока однажды, уйдя на лекцию, она оставила для ребенка грудное молоко. Муж опоздал и дал ребенку уже скисшее молоко. Ребенок умер, а мать чуть не сошла с ума, вынуждена была бросить работу и уехать надолго к родителям в провинцию.
Чаще всего бывает другое. В тесной комнате вечный визг и плач. Женщина, под влиянием физического и нравственного напряжения, озлобляется против мужа, который, естественно, не принимает близкого участия в домашней работе. Даже самый хороший парень лишь очень немногим может помочь женщине, если, разумеется, он не станет манкировать учебой или общественной работой. И как бы засмеялись даже в ячейке, если бы коммунист сказал, что не выполнил задания или не пришел на собрание потому, что... стирал пеленки или ребенка прогуливал... На смех бы подняли! Да и чего доброго, закатили бы выговор.
Но это я беру все случаи, когда сходится студент - партиец или комсомолец с коммунисткой или комсомолкой. Я даже думаю, что то же самое происходит, если муж не студент. Правда, тогда нет острой материальной нужды, это чуть смягчает положение. Но не все могут нанимать прислугу, а без этого жена неминуемо превращается в домашнюю скотину. Иногда этот процесс длится довольно долго, женщина сопротивляется, но жизнь берет свое, и понемногу, шаг за шагом, женщина теряет свою общественную физиономию, сохраняя свое индивидуальное лицо лишь... в ссорах с мужем.
Если же жена коммуниста или комсомольца беспартийная, тогда процесс омещанивания идет очень интенсивно. Ибо женщина в этом случае довольна своим положением жены и матери, старается лишь наилучшим образом организовать свою «семейную ячейку». И чем умнее и «культурнее» мещанка, тем легче ей удается опутать и отравить всяческими «семейственными» ядами мужа - коммуниста. У меня есть знакомый, очень близкий мне человек. Коммунист, сын подлинного пролетария, дрался на фронтах, парень культурный, и, безусловно, предан революции. Женился. Работает на ответственной работе и хорошо зарабатывает (партмаксимум). Жена окружила его уютом и вниманием. Но денег не хватает, он вынужден искать приработка. Разумеется, за счет внимания общественной и партийной работе. Появился гардеробик (с зеркалом), никелевые кровати, ковры. Пол натирается еженедельно. В пасху полупудовые куличи, вино и обильная закуска. Скоро лето - жену нужно отправить на курорт (чем больна она - неведомо никому, и ей в том числе). Кроме того, нужна дача и т. д., и голова парня начинена заботами о деньгах, о даче, о буфете, который Ниночка где - то высмотрела, о платьях для нее же («это же эгоизм - не позаботиться о Ниночке, когда она столь заботлива и мила»). Нужен и «приличный» костюм для себя. И лишь два раза в год, 26 октября и 1 мая, он на демонстрациях получит «вспрыскивание революционной бациллы», если... не удается избавиться от участия в демонстрации, сославшись на болезнь.
Я думаю, что это случай не единичный. Ибо очень многие коммунисты или комсомольцы женятся на беспартийных, которые чаще всего оказываются зауряднейшими мещанками. И тогда выбирай: или болото, вроде вышеописанного, или постоянная, упорная, отравляющая жизнь, борьба в четырех стенах, на 32 кв. аршинах.
Мне хочется остановиться еще на одном вопросе (хотя, откровенно говоря, я думаю, что вы мое письмо не напечатаете, во - первых, потому, что коряво написано, а, во - вторых, у нас вообще не очень любят резкую постановку вопросов). Это о нормальной половой жизни. Все пишут и говорят о том, что даже нормальная, но ранняя половая жизнь очень вредна, что притупляются способности, ослабевает память и приводит даже к более тяжелым последствиям.
А я знаю, что сейчас никто в городе вообще, кроме разве отсталых рабочих, не живет нормальной половой жизнью. Если жить нормально, остается одно из двух: либо обзаводиться дюжиной ребят, либо каждые полгода вынуждать женщину делать аборты. Первое, безусловно, самое нормальное, с точки зрения биологической, совершенно невозможно по бытовым и иным условиям, не говоря уже о том, что это опять - таки превращает женщину в какой - то непрерывно работающий инкубатор. С другой стороны, частые аборты губительны для здоровья женщины. Как студент - медик, я вообще считаю неправильной систему покровительства абортам. Я где - то читал, что теперь каждому врачу разрешается производить аборты у себя на дому, если у него есть койка. Это приведет к тому, что каждый сапожник, получивший диплом врача (пусть извинят меня сапожники - подлинные мастера сапожного мастерства - за нелестное сравнение), будет у себя на дому резать и полосовать женщин. Я вообще не понимаю разницы между абортом, и, скажем, умерщвлением новорожденных. И мне всегда казалось странным, что одно карается тюрьмой, а другое производится совершенно легально. Мне представляется, что если бы аборты были воспрещены, женщины не так легко смотрели бы на половую связь.
Но как бы то ни было, все - таки выходит, что нормальной половой жизни нет и, как будто, быть не может. Между прочим, именно это последнее меня лично, как и многих других, удерживает от брака.
Вот вкратце те вопросы, которые встают перед каждым молодым коммунистом, который хочет как - нибудь лучше организовать свою жизнь, организовать ее так, чтобы увязать личное с общественным, чтобы не завязнуть в мещанском болоте, жить нормальной, полноцветной - физически и морально - жизнью и не быть вынужденным отвлекаться от важных общественных задач на всяческие мелочи быта.
Мне очень хотелось бы услышать ответ на все эти «проклятые вопросы», ответ людей знающих, авторитетных и - ответ прямой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Пешком по Кавказу
Молодые кустари Кимрского и Ленинского уездов