Формула рекорда

М Ромм| опубликовано в номере №328, апрель 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Небо над стадионом далекое, легкое, светлое, и горные ветры гонят облака в разных направлениях: верхние слои медленно плывут к западу, нижние, похожие на разорванные клочья ваты, спешат к северу.

Над резной балюстрадой трибун видны в отдалении темные, поросшие лесом холмы. Широким кольцом окружают они город и стадион, повторяя овальное кольцо трибун.

Стадион пуст. Поле, вынесшее жестокие схватки футбольного сезона, израненное шипами бутс; отдыхает в мягком свете осеннего солнца. Тени облаков ложатся на порыжелую траву.

Вдали, у футбольных ворот, прямо на земле сидят двое в тренировочных костюмах. Они сидят в одинаковой позе, охватив руками колени согнутых ног, и беседуют.

Потом один из них встает. Теперь видно, что это девушка. Она высокого роста, с широким, свободным, характерным для атлета разворотом плеч.

Она делает несколько упражнений: сгибает и вращает корпус, приседает. Движения мягки и гибки - ни малейшего напряжения, никакого усилия, угловатости.

Это своеобразная гимнастика легкоатлетов, подготовка мышц и двигательных нервов к сложным координациям движений при метании и прыжках.

Девушка заканчивает упражнения «шпагатом»: в широком шаге она распластывается на траве, одна нога вытянута вперед, другая - назад, наклоненное тело прильнуло к земле. Поза обнаруживает акробатическую гибкость.

Гимнастика окончена. Девушка берет в правую руку диск. Она отводит руку назад, делает рукой и плечом плавное круговое движение и выпускает диск. Он летит, ребром разрезая воздух, и падает невдалеке на траву. Не спеша, почти лениво, идет за ним девушка, и тени облаков, бегущие по полю, скользят по ее фигуре. Она поднимает диск и снова бросает его. Теперь движение метательницы энергичнее, диск летит дальше.

Перед третьим броском девушка репетирует движение метания без диска. Но теперь она усложняет его. После замаха она, переступив ногами, делает стремительный поворот вокруг собственной оси. Отведенная назад и в сторону правая рука описывает при этом быстрый и широкий круг.

Теперь ясно, что первые два броска, выполненные без поворота, были лишь наметкой, эскизом настоящего броска. Только стремительный поворот, придавая руке с диском центробежную силу, позволяет метать далеко.

Так, по частям, по элементам, собирает девушка сложное и трудное движение метания диска, быть может, самое трудное из упражнений легкой атлетики.

Затем она снова берет диск. Теперь и второй человек поднимается с земли и подходит к метательнице. Он следит за каждым ее движением, оценивая, контролируя, - так смотреть умеют только тренеры. Замах, поворот, рывок - и снова, разрезая воздух, плавно летит диск, да этот раз гораздо дальше. И все же в броске нет напряжения, нет усилия. Чувствуется, что это только прикидка. Напряжение и силу девушка вложит в бросок завтра, когда она попытается улучшить мировой рекорд.

Это будет борьба с собой: мировой рекорд уже сейчас принадлежит ей, метательнице Нине Думбадзе, тренирующейся на тбилисском стадионе.

Спортивная биография Думбадзе во многом своеобразна.

Обычно те, кто добиваются рекордных результатов в каком - нибудь виде спорта, с ранних лет увлекаются именно этим видом, инстинктивно делая верный выбор. Нина не любила метание диска. Из всех упражнений легкой атлетики ей больше всего нравился прыжок в высоту с разбега.

Метать диск она стала потому, что вывих ноги в колене помешал ей прыгать.

Ее последний бросок перед вывихом был равен 29 метрам 43 сантиметрам. На первенстве УССР она заняла четвертое место после Синицкой, Борисовой и Самборской.

Но до этих трех ей было далеко: они метали под 40 метров. Между тем Думбадзе была выше ростом, сильнее, быстрее. На фотографиях Синицкая рядом с нею кажется худощавым подростком. Дело было в технике. Техника давала Синицкой, Борисовой, Самборской перевес.

Значение техники, особенно большое в таком трудном и тонком упражнении, как метание диска, сразу стало ясным для Думбадзе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены