И зимой 1936 - 1937 года, когда окончательно выяснилось, что из - за больного колена нельзя будет ни прыгать, ни бегать, Нина принялась за изучение теории метания.
С необычайной для 17 - летней девушки усидчивостью и терпеньем разлагала она сложное движение дискобола на составные части.
Это движение должно быть слитным, непрерывным, ритмичным. Малейшая погрешность, ошибка в ритме, задержка - и сила броска пропадет.
В молниеносном развороте метатель должен ощущать и контролировать действия каждой мышцы. Тонко развитое мышечное чувство - едва ли не главное качество метателя.
Не рискуя из - за больной ноги метать, не рискуя даже сделать резкое движение, Нина постепенно и последовательно овладевала элементами броска, училась направлять работу мышц.
Она изучала и сопоставляла два основных стиля метания - размашистый, финский и стремительный, американский - и искала нужное ей, подходящее к ее данным сочетание этих стилей, искала свой, индивидуальный стиль.
Так с первых же шагов своего спортивного пути избегла она опасности, подстерегающей каждого одаренного спортсмена, - опасности всецело полагаться на свои выдающиеся природные данные и пренебрегать работой.
Теория и анализ шли у Думбадзе рядом с практикой, подчас впереди практики - в этом вторая своеобразная черта ее спортивной биографии.
Первый бросок ее весной 1937 года был равен 37 метрам 60 сантиметрам, на 8 метров больше чем результат на первенстве УССР осенью 1936 года. Эти 8 метров, выигранные за зиму без единого броска, одним изучением теории метания, - одна из самых замечательных побед на пути Нины к мировому рекорду.
За сезон 1937 года Нина выиграла вторые 8 метров. Приобретенная за зиму техника позволяла уже полностью использовать исключительные природные данные. В сентябре она побила всесоюзный рекорд Борисовой, метнув диск на 42 метра 13 сантиметров, через 9 дней улучшила свой рекорд до 44 метров 51 сантиметра, а 7 ноября в Ереване вытянула еще метр - 45 метров 78 сантиметров.
Это был уже международный результат. Борисовн, Синицкая, Самборская - вся плеяда наших лучших метательниц - оказались позади.
Так неожиданно быстро пришла спортивная слава. Еще весной безвестная атлетка стала осенью одной из лучших метательниц мира.
Пресса следила за выступлениями Думбадзе. В порядок дня становилась борьба за мировой рекорд.
За год до этого, осенью 1936 года, немецкая легкоатлетка Гизелла Мауэрмейер метнула диск на 48 метров 31 сантиметр.
Этот результат оставался пока недостижимым. Сама Мауэрмейер не смогла повторить его в 1937 году. Думбадзе решила побить рекорд Мауэрмейер в следующем же сезоне. Она, конечно, отдавала себе отчет в трудности задачи. Она знала, что два с половиной метра, отделявшие ее от мирового рекорда, стоят большего чем 16 метров, выигранных за 1937 год. Она подошла к тем пределам, где каждый сантиметр - событие. Но она знала и путь, который должен был привести к победе. В ее тренировочном дневнике под чертой, подытоживающей сезон 1937 года, записано:
«Вывод: из ошибок остались уход влево от диаметра при повороте и изредка низкое положение правого плеча при тяге. Темп и ритм хороши, но в запасе есть еще скорость».
Устранить недостатки и научиться использовать весь запас скорости - такова была задача. На этом была построена зимняя тренировка.
24 мая 1938 года Нина бросила диск на 40 метров 42 сантиметра - недурной бросок для начала сезона. Но через месяц результат остался тот же, даже несколько хуже. Мало того, 25 июня на матче 11 городов Думбадзе проиграла Синицкой. Движение вперед остановилось, она шла вспять. Нечего было и думать о мировом рекорде.
В спортивной печати, в строках отчетов, сквозило разочарование.
До сих пор Нина работала одна, без тренера. Она изучала теорию метания по книгам и журналам, проверяла теоретические выводы на собственном опыте, присматривалась к лучшим метателям. Но живого повседневного руководства со стороны тренера она не знала.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.