Фирма гарантирует

Ян Владин| опубликовано в номере №1335, январь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

День этот директору бендерской обувной фабрики «Флоаре» Софронюку, суливший и так немало хлопот, обрушился на него неожиданной новостью. Едва успел Софронюк войти в свой кабинет, как раздался звонок из Кишинева и его соединили с заместителем министра местной промышленности республики Кудрявцевой. По своему обыкновению Нателла Дмитриевна сразу перешла к сути дела.

– Москва намерена спустить нам дополнительно план на прогулочную обувь с текстильным верхом. Минторг союза на этом настаивает, его завалили письмами с требованием дать торговой сети больше кроссовок. Мы объяснили, что в принципе это возможно, но нежелательно... Пока вопрос висит в воздухе. В общем, надо срочно вылетать в Москву, идти в Госплан. Генерального директора на месте нет, лететь вам, Георгий Иванович... Но учтите, там не любят эмоций, нужны убедительные аргументы...

Разговор с Кудрявцевой расколол привычный круг директорских мыслей – «убедительные аргументы». Почти машинально Софронюк вызвал секретаря, попросил заказать билет на первый завтрашний самолет в Москву. Потом по селектору предупредил начальников отделов и главных специалистов, что День качества, проводимый на фабрике по установившейся традиции ежемесячно, начнется в десять, как обычно. Сейчас девять, у него есть час для того, чтобы собраться с мыслями.

Итак, требования Минторга увеличить выпуск отечественных кроссовок понятны, спрос на них не просто повышенный, он превышает реальные возможности обувной отрасли в несколько раз. Не спасает положения и импорт. Но ведь специалисты предупреждали обувщиков еще несколько лет назад: готовьтесь к кроссовочному «буму», спортивные модели постепенно вытеснят сандалеты, сабо и так далее. Кроме общих тенденций развития молодежной моды, специалисты-модельеры руководствовались простым расчетом: мода отражает дух, если хотите, ритм своего времени. А стремительный этот ритм вносит в молодежную одежду все больше спортивных элементов. Кроссовки, ботусы, вельветы в точности соответствовали характеру грядущей моды. И плюс ко всему отличались практичностью, изяществом, комфортностью. Но одно дело рекомендации модельеров, пожелания, другое – производство с его сложностями перестройки технологии. Словом, когда прогнозы оправдались и спрос на кроссовки достиг своего «пика», обувщики оказались не в состоянии удовлетворить его даже частично.

Молдаванам было проще. Объединение «Флоаре» только создавалось. Создавалось на основах кооперации со старейшим обувным предприятием ГДР «Интра». Сама жизнь подсказала тогда флоаровцам, какую обувь ждут от них потребители. И все-таки рекомендации модельеров, чисто интуитивные догадки самих обувщиков подверглись проверке. Заместитель министра местной промышленности республики Кудрявцева, курирующая тогда еще строящуюся фабрику, провела несколько своеобразных конференций с потенциальными покупателями. Достав несколько пар адидасовской обуви на литьевой подошве, она показала их студентам одного из вузов, а потом молодым рабочим. Их мнение было единодушным: «Такая обувь нужна, и выпускать ее следует как можно больше».

Софронюк тогда работал на «Флоаре» главным механиком, директором рождающейся фирмы был Виктор Дмитриевич Володин, ныне генеральный всего объединения, головным предприятием которого стала обувная фабрика. Если бы не Володин, наверняка все было бы гораздо сложнее. Во-первых, у него какой-то нюх на людей. Он сумел найти именно тех, кто, безоговорочно поверив в будущее «Флоаре», целиком отдал себя делу. Володин не боялся принимать на работу рядовых инженеров и назначать их главными специалистами, начальниками отделов, цехов… Он доверял своей интуиции руководителя. И не ошибался.

Во-вторых, Володин – организатор по натуре, не умеющий топтаться на месте. Он никогда не ограничивается достигнутым, считает, что его прямая обязанность, как и его ближайших помощников, работать на перспективу. «Это возможно при хорошо отлаженном производстве. Наладим за два года, – говорил он, – пойдем дальше». Были и такие, кто в это не верил. Володину предсказывали, что он утонет в мелочах, в текучке. А Виктор Дмитриевич только усмехался и вел свою линию: «Через три года мы завоюем внутренний рынок, но стратегическая задача – выйти на европейский, доказать фирмачам, что мы умеем делать вещи не хуже их. На это потребуется еще три-четыре года».

У Володина был с самого начала свой ведущий принцип – качество. «Мы добьемся всего, что наметили, если будем делать обувь высшего качества. Если мы хоть однажды поступимся этим принципом, наши проекты рассыплются в пух и прах». Софронюк прекрасно помнил, что все это Володин говорил, еще когда они работали в пустом, продуваемом

всеми ветрами цехе. Когда ни у одного из главных специалистов не было своего кабинета, да что там кабинета! Стулья – и те они принесли свои, из дома. А рабочими столами им служили нераспакованные ящики с оборудованием. Трудно было представить, что все будет именно так, как говорил Володин, особенно тогда, в начальный период. Но прошло семь лет, и то, что воспринималось как далекая мечта, стало реальностью.

Софронюк вышел из кабинета и толкнул дверь напротив. Секретарь, оторвавшись от телетайпа, сообщила, что главный инженер в цехе.

– Передайте, если задержусь, пусть не ищут, начинают День качества без меня.

Я у литейщиков.

Да, ему обязательно перед вылетом в Москву надо поговорить с литейщиками. Они знают возможности автоматов лучше, чем кто бы то ни было. Чтобы увеличить выпуск заготовок, достаточно ввести ночную смену, проблемы с кадрами не будет – на «Флоаре» люди идут охотно, вся загвоздка в цехе литья, ведь машины и так загружены 24 часа в сутки.

Два лестничных пролета – и Софронюк в коридоре, ведущем прямо к основным участкам. Производство в Бендерах очень компактно. Кто-то из гостей однажды сравнил фабрику с транзисторным приемником, где не пропадает даром ни одного сантиметра площади. Комплимент? Да, пожалуй. Но сколько они ломали голову над тем, чтобы рационально разместить участки. Основным критерием, к которому они стремились, было тогда – сократить затраты времени и усилий для передачи заготовок на литьевые автоматы, а потом – готовой продукции – на линию ОТК до минимума. Просчитывали каждый дециметр площади, будущие маршруты контейнеров с продукцией, учитывали необходимый запас пространства для свободного перемещения рабочих по цехам. Было сделано все, что возможно, для оптимальной организации производственных площадей. И кто-кто, а Софронюк, лично руководивший размещением оборудования, знал, что при всем желании к действующим линиям и агрегатам нельзя добавить даже крохотного пресса, не ущемив при этом производства в целом. Некуда – и точка.

В торце коридора, который никак не минуешь, если направляешься в цеха, Софронюк остановился. Глухая стена была превращена в стенд, где под стеклом располагались свидетельства трудовых побед флоаровцев. Помимо грамот за призовые места по итогам соцсоревнования в отрасли, здесь хранились дипломы ВЦСПС и Госстандарта СССР, которых удостаивалась фирма шесть лет подряд за выпуск высококачественной обуви. Эти дипломы – предмет особой гордости флоаровцев, их добывают не производственным штурмом, а ежедневным тщательным трудом, всегда высокопродуктивным, не терпящим ни малейшей халтуры.

Да, кто бы мог подумать, что спустя уже два-три года после своего рождения «Флоаре» будет производить обувь, которая окажется способной конкурировать с продукцией ведущих иностранных обувных предприятий. И все это благодаря высочайшему качеству молдавской прогулочной обуви.

Кое-кто был склонен объяснять успехи «Флоаре» импортным оборудованием. О, если бы все дело было в машинах! Мало ли известно фактов, когда импортное оборудование работает неэффективно, а то и вовсе не работает. Да и давно уже молдавскими обувщиками модернизирована технология на многих операциях, механизирована подача гранул полихлорвинила в автоматы, максимально снижен процент ручного труда. По признанию партнеров из «Интры», которые несколько лет назад учили флоаровцев работать, ныне ученики во многом превзошли учителей. Так что многое, очень многое зависело от подхода к делу самих флоаровцев, их творчества, последовательности, энергии.

Взять такой факт. По нормам обучение бендерских обувщиков на «И'нтре» в ГДР должно было продолжаться полгода. Но уже через три месяца после прибытия рабочих «Флоаре» на «Интру» руководители предприятия в ГДР признали, что курс обучения можно заканчивать, так как советские рабочие уже трудятся наравне с лучшими немецкими мастерами.

...Возле узкой, голубой двери с надписью «Экспериментальный участок» Софронюк остановился, подумал, вошел. Этот участок был своеобразной лабораторией фабрики, где создавались новые, перспективные модели. Вельветы, кроссовки, ботусы, взрослые и детские, туфли и домашние тапочки стояли на бесчисленных стеллажах, подоконниках, даже на полу. Участок создавался позже, чем основные цеха, и свободное помещение для него изыскивали уже с трудом. Потому и теснота здесь царила неимоверная. Но теперь уже представить «Флоаре» без экспериментального было невозможно. Фабрика осваивала каждый год двадцать – тридцать новых моделей. Однако не будешь же запускать в серию не-апробированную, не прошедшую испытаний обувь. Вот и шили здесь небольшие партии для опытной носки, для механических испытаний, для представления на художественные советы, для выставок. Но каким непростым подчас был путь каждой новой модели из экспериментального в цеха массового производства.

Дело упиралось в ГОСТы. Если модель не соответствовала стандартным ГОСТам хотя бы по одному параметру, проектные институты отказывались разрабатывать на нее колодку, а без технической документации на колодку модель не могла запускаться в производство. Замкнутый круг! И Володину, нынешнему генеральному, и Софронюку приходилось воевать чуть ли не за каждую новую модель. В институтах встречали их без энтузиазма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рубль заработанный и потраченный

Всегда ли молодые рабочие знают его истинную цену?

Громадина микромир

В. А. Энгельгардт, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, академик, директор Института молекулярной биологии АН СССР