«Есть такая партия!»

П Тамиллин| опубликовано в номере №505, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так подписан рисунок Е. Кибрика, заслуживший Сталинскую премию. Художник воспроизводит историческое событие 3 июня 1917 года, когда В. И. Ленин в притихшем зале заседаний Первого всероссийского съезда Советов бросает с места громовую реплику: «Есть такая партия!» Этими словами Ильич отвечал меньшевикам и их лидеру Церетели, утверждавшим, что в России якобы нет политической партии, которая выражала бы готовность взять власть целиком на себя.

Реплика Ленина от имени большевиков прозвучала тогда, 31 год назад, как удар грома. Поднявшись с места, Ленин пошёл к трибуне. Он закончил свою знаменитую речь словами: «... власть и победа за революционными рабочими будут обеспечены и в России и во всём мире».

Неизмеримо счастье нашего поколения советских людей. Мы являемся свидетелями и участниками не только того, что у нас «есть такая партия», но и того, что эта партия сумела привести народ к завоеванию такой власти, которая обеспечивает победоносное строительство коммунизма.

И если рисунок Евгения Кибрика, как и картина Владимира Серова «В. И. Ленин провозглашает советскую власть», создаёт величественный образ выдающихся руководителей нашей партии на заре социалистической революции, то не будет преувеличением сказать, что все выдающиеся произведения искусства, отмеченные Сталинскими премиями за 1947 год, раскрывают перед нами величие партии большевиков в нашей повседневной жизни. Каждое из произведений музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, оперного и балетного искусства, получившее премии имени нашего великого вождя, как бы всем существом своим говорит нам: есть такая партия, для которой нет ничего выше, чем интересы народа. Есть такая партия, которая знает и умеет обеспечить материальные и духовные нужды советских людей. Есть такая партия, которая умеет распознавать врага и знает, как нужно громить его без остатка. Есть такая партия, которая ведёт народ от победы к победе и приведёт его к торжеству коммунизма!

Именно неустанной заботой большевистской партии и лично товарища Сталина о духовных нуждах народа объясняются новые успехи нашей литературы и искусства за истекший год. Партия коммунистов всегда любовно растила и поддерживала подлинно передовое, прогрессивное искусство, заботясь о создании всех условий для его благотворного роста. И это естественно, ибо в изобилии не только материальной, но и духовной культуры партия Ленина - Сталина видит одну из главных задач социализма.

На вооружении большевистской партии находится самая передовая в мире революционная теория марксизма - ленинизма. Нести идеи нашей партии в гущу народа, вооружать его верой в победу, бодростью и инициативой, воспитывать преданность и любовь к Родине, верность делу коммунизма - таковы задачи идеологического фронта, в частности искусства. Сталинские премии за выдающиеся произведения в области искусстве за 1947 год присуждены именно тем произведениям искусства, которые воспевают героизм советских патриотов, красоту подвига, геройство поступка, красоту благородных нравственных порывов.

Постановления правительства о присуждении Сталинских премий показывают, в каком направлении должна развиваться культура нашей великой страны. Они находятся в прямой связи с известными решениями партии по идеологическим вопросам, со всей силой подчеркнувшими воспитательное значение советской литературы и советского искусства.

Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам представляют образцы глубокой и острой критики недостатков в идеологической работе и дают развёрнутую программу действий. Знаменательно, что в те самые дни, когда плодотворно работал I всесоюзный съезд советских композиторов, намечавший пути исправления вскрытых партией ошибок в советской музыке, - в эти самые дни наш народ с восторгом приветствовал новых лауреатов Сталинских премий за выдающиеся музыкальные произведения. Это явилось как бы демонстрацией уверенности в том, что советские композиторы создадут ещё много музыкальных произведений, нужных и понятных народу, прославляющих народ, как того требует наша партия, как того требуют интересы социализма.

Партия большевиков зовёт советских композиторов бороться с тлетворным влиянием современной упадочной буржуазной музыки, повседневно разоблачать формалистов, утративших сущность и душу истинного музыкального искусства - его песенность, мелодическую выразительность, его живую связь с народным творчеством.

«Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» - таково глинковское определение народности музыкального искусства. И одно из основных достоинств музыкальных произведений лауреатов 1947 года в том как раз и состоит, что они следуют прекрасной традиции русской музыкальной классики. Эти произведения отличаются реализмом и демократичностью языка, соединёнными с мастерством и оригинальностью замысла. Их отличают высокая идейность и сила реалистического направления в советской музыкальной культуре.

Глубокую признательность советских людей вызывают мастера искусств, сумевшие своим творчеством создать образы величайших вождей партии и народа - Ленина и Сталина. В волнующих и торжественных звуках «Кантаты о Сталине», написанной виднейшим деятелем литовской музыки Иосифом Таллат - Келпша (на слова поэтессы Саломеи Перис), выражены немеркнущая любовь и беззаветная преданность народа тому, кто руководит его борьбой за торжество новой, коммунистической жизни.

Отмеченная Сталинской премией второй степени другая кантата, «Советский Казахстан» Е. Брусиловского, также заканчивается радостным, светлым финалом, в котором прославляется народ, провозглашается здравица в честь товарища Сталина.

Эти мотивы народной признательности великому вождю звучат и в живописи и во всех других видах искусства. Это, конечно, далеко не случайно. Искусство, призванное отображать правду жизни, воплощает в художественных образах думы и чаяния народа. А о Сталине, любимом своём полководце, народ говорит так же, как о Ленине:

«Партия и Ленин близнецы –

братья,

- кто более

матери - истории ценен?

Мы говорим - Ленин,

подразумеваем

партия,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены