мы говорим
партия,
подразумеваем -
Ленин.»
(В. Маяковский).
Так как же не быть благодарным лауреатам - художникам Владимиру Серову и Ираклию Тоидзе, Михаилу Хмелько и Анатолию Яр - Кравченко, Евгению Кибрику и Василию Ефанову, Виктору Орешникову и скульптору Якову Николадзе и другим, которые запечатлели дорогие всем черты Ленина и Сталина и их боевых соратников, под водительством которых наша советская Родина достигла исторических побед!
Важно отметить, что среди мастеров искусства, заслуживших Сталинские премии за 1947 год, - значительное число молодых дебютантов, причём не только русских, но и представителей других союзных республик.
Литовский драматург Арвид Григулис в своей пьесе «Глина и фарфор» показывает, что настоящая «жизнь - это борьба за коммунизм». Утверждение это лежало в основе не только пьесы Григулиса. Оно олицетворяет идейную суть всех пяти спектаклей, отмеченных Сталинскими премиями за 1947 год. Уже одно это - самое радостное явление в нашем театрально - драматическом искусстве, изживающем порочные явления безыдейности и аполитичности, осуждённые известным постановлением ЦК ВКП(б).
Лауреаты Сталинских премий во всех областях искусства и литературы именно потому сумели достигнуть таких успехов, которые признал весь наш народ, что основой их творчества являются идеи коммунизма. Пусть это будут крупные музыкально - сценические и вокальные произведения, пусть это будут произведения малых форм - всё равно успех их обеспечен только тогда, когда авторы их чувствуют свою неразрывную идейную связь с коммунизмом. В этом сила советского, жизнеутверждающего искусства.
Возвратимся к рисунку Евгения Кибрика, экспонированному на Всесоюзной художественной выставке 1947 года. Вот перед нами фигура великого Ленина, полная порыва и революционной страсти. Орлиный взор его устремлён вперёд. Руки сжаты в кулаки. На переднем плане рядом с Лениным сидит его ближайший соратник и боевой друг И. В. Сталин. Несколько позади - Я. М. Свердлов в тесном кругу рабочих и солдатских депутатов Съезда советов. Они взволнованы и радостны. Из первых рядов, обернувшись к В. И. Ленину, смотрят злобные и растерянные лица из лагеря врагов революции. Их страшит правда, брошенная Ильичем в лицо эсеро - меньшевикам. Через несколько месяцев правда эта взовьётся алым стягом на одной шестой мира.
Целую эпоху по времени отделяют события, изображённые рисунком Кибрика, от полотен И. Тоидзе и М. Хмелько. События эти так же далеки друг от друга, как, скажем, рассказанные в спектакле «Утро Востока» в азербайджанском театре имени Азизбекова, от дней, показанных в спектакле Малого театра «Великая сила». И тем не менее, хочется не подписью, а эпиграфом поставить ко всем произведениям искусства, литературы, кинематографии, отмеченным Сталинскими премиями за 1947 год, великие слова Ленина «Есть такая партия!» Да, есть такая партия - ум, честь и совесть нашей эпохи, партия, которая умеет заботиться буквально обо всём, чем жив советский человек. С такой партией наш народ добьётся ещё более крупных успехов во всех областях народного хозяйства, науки, культуры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.