– Без брака никто не работает. Нет таких прессовщиц, у которых работа на все сто. Брак, он может в таблетке уже сидеть, в порошке.
Стыдно, но пошла Курчижкина узнавать у браковщиков, в чем ее вина Могла бы и не ходить – пошла Оказалось, подогрев таблеток был недостаточно велик.
А на следующий день новая беда, та самая, о которой мастер говорил. Порошок в таблетках оказался некачественным.
Хоть с работы беги.
Елизавета Ефимовна даже лицом потемнела Дома все ниже травы, на цыпочках ходят.
Стала Елизавета Ефимовна работать с оглядкой. Ни самой себе не верит, ни прессу.
Никто, однако, новую работницу не погоняет, никто на нее не покрикивает. Успокоилась. В эти «тихие» дни Елизавета Ефимовна поняла что это такое – секунда.
Понять секунду и быть ее хозяином – не одно и то же. Но это первый шаг к совершенству. Открытие, которому нет цены. Это не что иное, как переход в новое состояние: от бездуховного ремесла к творчеству.
Творчество и пресс?
Прессовщица поднимает пуансон, снимает готовые изделия, продувает воздухом пресс-формы, устанавливает арматуры, загружает материал в пресс-форму и опускает пуансон.
Вот поле деятельности. Если можешь – твори. Но что это такое – добытая мастерством скорость? Что это такое – качество при всей молниеносности операций?
Видеть неуловимое для постороннего взгляда изменение цвета подогреваемых таблеток. Чувствовать вес, температуру, время. Чувствовать ритм, ускорять его и уметь отыскать мгновение и расслабиться, отвлечься.
Это дано не каждому. Это гармония работы. Гармония работы и есть творчество.
В механически рожденном предмете живет душа рабочего. Одинаковые на вид детали и детальки имеют свою судьбу, и они по-своему надежны, у них свое долгожительство, свой норов, упрямство и податливость.
Елизавета Ефимовна Курчижкина родилась с талантом рабочего. Это тот самый талант, который дан тебе, который можно развить, но и погубить тоже можно. Не только отец и мать, но и все три сестры Елизаветы Ефимовны всегда были в передовиках. Младшая, отцовская любимица, тоже вышла в передовые.
Глаза скучные, раздражительна, молчалива.
– Ты что все свой палец разглядываешь? – посмеялся однажды Иван Ермолаевич.
– Видишь, какой черный!
– Ничего, я тебя и с черным пальцем люблю.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.