Экскурсия на завод неваляшек

Максим Мартемьянов|15 Сентября 2010, 15:04| опубликовано в номере №1751.1, сентябрь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я всегда думал, что неваляшка учит не валять дурака. На худой конец, мальчиков она учит, что не каждую девочку можно завалить, а для самих девочек является примером: можно поддаваться только до определенного предела.

– Кстати, о девочках. Мы даже делали вот такую «девочку», – Ольга Ищенко достает из шкафа что-то малиновое и маленькое. – «Снегурочка».

Кукла имеет округлую платформу, но сама при этом конусовидна. А это значит, что ее можно повалить. Действительно, «девочка» покладисто ложится на бок, на лопатки и лицом на стол. Тоже мне неваляшка.

– Она не пошла в массовое производство.

– Может, оттого и не пошла, что не выполняет главную функцию?

Ольга пожимает плечами, Ирина Евдокимова (инженер) усмехается. «Снегурочка», несмотря на миловидность, – урод и ошибка природы. Злая шутка, которую сыграло над человеком его тщеславие. Если не хотите, чтобы Арал пересох, не поворачивайте реки вспять, если не хотите стать посмешищем, не пытайтесь сделать неваляшку конусовидной. Не шутите с природой вещей.

Вагоны счастья

Первые образцы неваляшки были изготовлены на заводе в 1956 году. Но на пуск серийного производства потребовалось еще три года, так что первые вагоны ушли с завода лишь в 1959-м. Вагоны счастья.

В одном из кабинетов с высокими потолками и раритетной мебелью сидит коротко стриженный курящий человек. Его зовут Борис Похунов, и он занимается тем, что продает неваляшек по всему свету. Где нужна неваляшка, там она будет. А если где не знают о ее существовании, Похунов позаботится о том, чтобы узнали и захотели. И тогда он продаст им звонкую устойчивую зеркально-красную куклу «Девочку», или «Зайца», или «Медведя», а то и неваляшку «Антона».

– Не могу сказать точно, сколько мы продали за прошлый год, – Похунов проглядывает отчетность. – Но в рублях это порядка 50 миллионов.

На самом деле я и без него знаю, сколько их продали. Порядка 500  тысяч неваляшек ушло с завода в Россию, страны СНГ, США, Израиль, Канаду и Японию.

– Сейчас ищем покупателей в Австралии. У нас уже несколько лет стандартный рост на 5 %. Вот и в этом году мы уже идем на 5 % лучше, чем в прошлом.

Владимир Иванов. Начальник неваляшечного цеха, старейший специалист на предприятии.

Впрочем, дела далеко не всегда шли так успешно. После дефолта 1998 года стоял вопрос о закрытии производства кукол. И все-таки неваляшку отстояли, не сняли с производства – якобы чтобы не увольнять людей. Была и другая проблема. Материал, из которого десятки лет делали куклу, не прошел сертификацию. Целлулоид вызвал пререкания из-за своей пожароопасности. Еще в 1992–1993 годах начался поиск нового материала. Нужно было, чтобы он имел свойства целлулоида: был бы таким же легким и эластичным. И не горел. В конце концов, выбор остановили на ПВХ.

Лицо Ксюши

Наконец за мной приезжает престарелый УАЗ. Водитель довозит меня и Ольгу Ищенко до проходной. Нам необходимо выйти из машины и пройти контроль. На территории завода нельзя пользоваться зажигалками, спичками, и если у вас при себе два кремня, их тоже придется сдать. Как и сотовый телефон. Простым рабочим запрещено пользоваться сотовой связью, пока они пребывают за забором, вдоль которого круглосуточно ходят бойцы местной военной части с карабинами наперевес.

Я прохожу через проходную для мужчин, Ольга – для женщин. С нами будет женщина из «режима», поэтому досмотр не очень тщательный.

Подскакивая на ухабах, УАЗ везет нас в 117-й корпус. Это святая святых – цех, где рождаются неваляшки. Нас встречает крестный отец неваляшки – пожилой радушный мужчина. Это Владимир Викторович Иванов, начальник всего подразделения товаров народного потребления, старшина 117-го корпуса и местный старожил.

– 2 декабря будет сорок три года как я работаю здесь, на заводе, – улыбается Владимир Викторович. – И с 78-го руковожу производством неваляшек.

Иванов с удовольствием говорит о своем продукте. Вот основа неваляшки – ПВХ-пленка. Вот она сложена листами в первом помещении. Остальные материалы уже доставлены к станкам в прессовальный цех.

– Мы работаем тут в одну смену, но, когда надо, и в две можем, – рассказывает Иванов. – Работы хватает. В день мы выпускаем порядка 2000 кукол.

Но для Иванова эта цифра пустяк. 500  тысяч в год — ничто по сравнению с временами, когда каждый день неваляшек вагонами отправляли в Узбекистан. Тогда счет шел на миллионы.

В корпусе № 117 трудятся около 110 человек. До 1992 года под началом Иванова их было больше 1000. Пневматический пресс, на котором женщина выдавливает лицо «девочки Ксюши» из разогретой пластинки, стоит на своем месте с 50-х годов. Быть может, именно на нем была сотворена первая неваляшка.

Лицо куклы. Родные черты выдавливаются на раскаленной металлической пластине.

Женщины в цехе штампуют без устали. Их лица каменны, глаза чуть навыкате. Норма за смену – тысяча, а то и полторы тысячи деталей. Работа сдельная – выполняй норму и не задавай лишних вопросов. Зарплата порядка 7000 рублей в месяц. Люди, дарящие счастье, должны быть самоотверженны. От этих 110 человек в какой-то мере зависит, как сложится судьба полумиллиона детей каждый год. Они штампуют лицо «Ксюши» и видят маленькую девочку, которая через какие-то считанные дни дотронется до уже готовой куклы, и та сделает свой первый приветливый кивок. Девочка возьмет пример с куклы и тоже станет качаться, но упадет. Упадет, но поймет: есть вещи, которые простым смертным неподвластны.

– Она может упасть или нет? – спрашиваю я. – Только честно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

pointer99 , 18.09.2010 19:09

Очень хорошо!

светик7цветик , 21.04.2011 23:52

Лана.22.04.201100:.18 Очень грустно! Как хочется иметь будущее, как неваляшку из детства,мороженое за 48 копеек, концерты для детей с музыкой из Синей птицы Ильи Саца , любимых и любящих нас учителей, пусть не очень долгую но имеющую смысл жизнь.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Детство заиграло

18 августа в помещении Музея советских игровых автоматов на Ордынке прошел чемпионат «Битва роботов»

Не фантик какой-нибудь!

За что сражаются на чужих полях русские легионеры?

Правила покера

Игра ковбоев и президентов

в этом номере

Бутовское столпотворение

История о семье, потерявшей общий язык

Метеокарта москвича

Новая схватка российских синоптиков с необузданной природой

Позор семьи

Колонка Виктора Ландера «Идиот с дуршлагом»