XXVII съезд КПСС требует от нас...
Есть разные предположения о том, как был найден экибастузский уголь. Согласно одной версии, его открыл пастух, заблудившийся в степи. Пережидая буран, развел костер из кизяка, поставил чайник на какие-то черные камни. Кизяк быстро прогорел, и тут пастух обнаружил, что горят и сами камни. Другая легенда тоже связана с огнем. Остановились чабаны на ночлег в урочище Экибастуз, разожгли костер. Вдруг подул ветер, и земля вокруг костра занялась жарким пламенем: загорелся угольный пласт, выходивший в этом месте на поверхность.
Множество существует легенд. Подобные случаи, вполне возможно, были в жизни: угля в Казахстане много, часто он залегает близко к поверхности. Уже в наше время краеведы разыскали документы, которые помогли установить первооткрывателя экибастузского месторождения: им был рудознатец Косум Пшембаев, служивший в конторе купца Артемия Дерова. Известно и время открытия — середина июня 1867 года. О жизни самого Косума тоже ходит немало легенд. Например, будто бы английские промышленники его даже в Лондон приглашали, как опытного рудознатца. Имя Пшембаева помнят в народе, оно осталось и в названиях некоторых мест: «Косумовская балка», «Косумов грот», «Косумов камень»... Без сомнения, был он человеком очень одаренным, личностью незаурядной.
История развития угледобычи в Экибастузе полна драматических моментов, взлетов и падений. В конце девяностых годов купец Деров организовал здесь акционерное общество, которое очень быстро обанкротилось: сказалась неспособность совладельцев развернуть дело в больших масштабах. Угольные копи были проданы англичанину Л. Уркарту. Но и этот делец, оставивший о себе недобрую память жестокостью по отношению к рабочим, хозяйничал не так долго, до 1917 года...
Перед въездом в наш город, справа от дороги, — стенд, и красными буквами на нем слова В. И. Ленина: «Главное из всех вопросов — Экибастуз и его значение для Урала». Политбюро ЦК РКП (б) в сентябре 1922 года трижды рассматривало вопрос о концессионном договоре с тем самым Уркартом. Решили вынести обсуждение на Пленум ЦК РКП (б). Пленум отклонил договор, основывавшийся на грабительских условиях. А слова Ленина написаны на следующий после пленума день. По его предложению была развернута дискуссия в «Правде» — продолжать ли переговоры с англичанином? Предложения высказывались прямо противоположные. Можно представить, как трудно далось окончательное решение — ведь страна остро нуждалась в топливе, а поднять самой производство в Экибастузе ей было не по силам. Но решался вопрос — отдавать ли на разграбление национальные богатства ради нескольких процентов валовой добычи? — и Ленину важно было знать народное мнение. Он так и сказал в интервью английскому корреспонденту: «Мотивировка нашего отклонения договора с Уркартом выразила непосредственно, можно сказать, не только общепартийное, но именно общенародное настроение всей рабочей и всей крестьянской массы».
В 1925 году экибастузские угольные копи законсервировали. Победа или поражение? Уверен, большевики тех лет думали о будущем, о своих потомках и ценою немалых лишений сохранили для нас завоеванное революцией. Конечно, это была победа. Победа сильного духа, дальновидности, уверенности в завтрашнем дне. И такой день пришел в декабре 1954 года, когда был введен в строй первый угольный разрез Экибастуза, первый эшелон с топливом отправлен на Урал.
Говоря о сегодняшнем ЭТЭКе — Экибастузском топливно-энергетическом комплексе — придется не раз повторить слово «самый». Угольный разрез «Богатырь» — самый крупный в стране, и ЭТЭК в целом — крупнейший комплекс открытой добычи. Ежеминутно у нас добывается более 150 тонн угля! За год — около восьмидесяти миллионов! Наша ГРЭС-1 — самая крупная в мире электростанция, работающая на твердом топливе. По мощности — четыре миллиона киловатт — она равна почти восьми Днепрогэсам. Строится вторая такая же ГРЭС.
Словом, нетрудно представить значение Экибастуза для экономики страны. Топливо, электроэнергия ЭТЭКа — «хлеб насущный» сотен, если не тысяч промышленных предприятий, строек.
За несколько месяцев до съезда все мы познакомились с проектами Программы КПСС, Основными направлениями развития нашего хозяйства на пятилетку и до конца века. Было время основательно изучить, продумать задачи, выдвинутые в предсъездовских документах.
И все-таки теперь, когда эти документы утверждены партийным съездом, как-то по-иному осознаешь все значение, масштаб поставленных задач. Прошло время обсуждения проектов. Настало время решительных действий. Мы привыкли к размаху наших планов, но такого, по-моему, еще не было: всего за пятнадцать лет предстоит удвоить промышленный потенциал страны! Стало быть, каждый человек, каждый коллектив — в том числе и мы. горняки Экибастуза, — должны научиться работать вдвое лучше, эффективней, производительней. Я возвращался из Москвы, со съезда в нелегких раздумьях: что нам надо сделать, чтобы осуществить намеченные планы? Что менять в организации труда? Какие проблемы ждут срочного решения?
Пятилетку мы завершили неплохо, планы перевыполнили. За эти годы перекрыта проектная мощность «Богатыря», сдана в эксплуатацию первая очередь разреза «Восточный» с принципиально новой технологией работы: уголь отсюда вывозится не в вагонах, а по транспортеру. Есть немало других технических и технологических новшеств.
Я бы так сказал: Экибастуз — это своего рода полигон по разработке и внедрению новой техники и технологии. Экибастуз — хорошая школа для горняка. Многое можно рассказать о наших трудовых рекордах, победах, достижениях. Но настрой, заданный партийным съездом, предполагает иной разговор — о том, что мешает идти вперед.
Добыча угля растет с каждым годом. Но если внимательно проанализировать положение, станет ясно, что рост связан не столько с повышением производительности труда, сколько с вводом новых мощностей, привлечением дополнительных трудовых ресурсов. То есть, говорим об интенсификации, а сойти с экстенсивного пути развития никак не можем!
В то же время основной техникой объединение «Экибастузуголь» обеспечено в достатке. Но как она применяется? Коэффициент использования одноковшовых и роторных экскаваторов чуть больше 0,5. Иначе говоря, половину рабочего времени простаивают. Этот показатель у нас хуже, чем, скажем, в объединениях «Кемеровоуголь», «Востсибуголь», «Красноярскуголь». Та же самая картина и в использовании локомотивов, буровых станков.
Может, техника плохая — конструктивно несовершенная, изготовленная некачественно? Трудно предъявлять кому-то претензии, пока сами во многом виноваты. Достаточно привести такие цифры: только 8 процентов аварийных простоев экскаваторов происходят по вине конструкторов и изготовителей. Почти 70 процентов потерь рабочего времени лежит на совести горняков: неважная организация труда, слабая технологическая и трудовая дисциплина, несоблюдение правил эксплуатации техники и плохой ремонт. Таковы выводы наших же специалистов. Хочу обратить внимание: все названные причины полностью зависят от отношения людей к делу. От квалификации, ответственности, дисциплины, профессионализма. Вот где почти нетронутые пласты резервов эффективности! И, конечно же, в правильной организации труда.
Несколько лет назад наша бригада предложила работать по-новому — методом бригадного подряда. Мы заняты внешне не очень видной работой: укладываем в отвал вскрышу — пустую породу. Но от нас, как и от вскрышных бригад экскаваторщиков, зависит очень многое — своевременная и качественная подготовка фронта работ для очистных бригад, тех самых, которые добывают уголь. В нашем хозяйстве самое слабое звено — подъездные пути. Железнодорожное полотно было постоянно в плохом состоянии, из-за этого вагоны с породой чуть не каждый день сходили с рельсов, задерживались перевозки. Ремонтом занимаются путейцы, но профессия эта малоинтересна, непрестижна. Поэтому и людей у них не хватает. Как быть? Мы и предложили взять под свою ответственность содержание четырех километров подъездных путей, соответственно подготовив экскаваторщиков к совмещению профессий. Записали это в подрядном договоре с администрацией.
Идея бригады встретила понимание и поддержку со стороны руководителей разреза «Северный», где мы работаем. Но... только на первых порах. О чем речь? Перед бригадой стоят четко определенные задачи на день, неделю, месяц. Исходя из них, бригадир планирует количество людей, расставляет каждого на нужней участок. Однако приходит начальник участка и рушит все бригадные планы, забирая горняков на другие работы. Может, эти работы и впрямь срочные, но бригаде-то от этого не легче!
Нашему примеру последовала бригада экскаваторщиков Т. Арбиева — заключила подрядный договор. Вначале тоже повысила показатели. А вскоре выполнение норм выработки упало до 50-70 процентов... В чем дело? В несогласованности действий железнодорожников и инженерной службы разреза: «забыли» согласовать график ремонтных работ и тем самым обрекли бригаду на простои. Нужен порожняк, а его нет: где-то как раз идет ремонт станционных путей, стрелочных переводов.
Но план-то бригаде никто не снижал, договор на подряд не отменял! Чтобы погасить задолженность, экскаваторщики вынуждены были грузить породу и в те дни, которые по графику отводятся на профилактику механизмов. Месячный план бригада вытягивала ценой дополнительных рабочих дней. А из-за отсутствия профилактики порой возникали даже аварийные ситуации. Бригадир и сам понимает, что такая практика никуда не годится. Но как же получается, что подрядные бригады вынуждены идти на нарушения, чтобы выполнить договор? Объясню: за невыполнение условий договора горняки расплачиваются рублем из своего кармана. Администраторы, инженерные службы не несут практически никакой (кроме разве моральной) ответственности за исполнение взятых обязательств по отношению к бригаде. Что я имею в виду? Прежде всего инженерную, технологическую подготовку производства. Нужно подготовить фронт работ, обеспечить бригады запчастями, не отвлекать их на незапланированные работы, увязать графики работы экскаваторщиков и железнодорожников... Заметьте: я говорю о тех проблемах, которые должны решаться на месте.
...Бригадный подряд не очередной модный почин. Лично я связываю с ним все то, о чем говорил выше: повышение ответственности, дисциплины, квалификации. Но такое возможно лишь в том случае, если подряд перестанут считать делом только рабочих коллективов. Дескать, подписали договор, а там они как хотят, так пусть и выполняют.
Сейчас при горкоме партии создан координационный совет, который анализирует контрольные цифры на пятилетку. Главная задача совета — перевести трудовые коллективы на рельсы интенсификации, научно-технического прогресса, на использование внутренних резервов. Один из них — совершенствование бригадного подряда, внедрение подлинного хозрасчета. Это то звено, «потянув» за которое мы можем резко поднять многие экономические показатели.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
Терзают молодых жителей Еревана, а комсомольские работники города на удивление спокойны
Сорок тысяч книголюбов страны превратили свои личные библиотеки в общественные. А вы, уважаемые читатели, не последовали их примеру?
Девять парней одного призыва. Глава вторая