Экибастуз: так ли хозяйствуем?

Анаталий Зеленков| опубликовано в номере №1412, март 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

XXVII съезд КПСС требует от нас...

Есть разные предположения о том, как был найден экибастузский уголь. Согласно одной версии, его открыл пастух, заблудившийся в степи. Пережидая буран, развел костер из кизяка, поставил чайник на какие-то черные камни. Кизяк быстро прогорел, и тут пастух обнаружил, что горят и сами камни. Другая легенда тоже связана с огнем. Остановились чабаны на ночлег в урочище Экибастуз, разожгли костер. Вдруг подул ветер, и земля вокруг костра занялась жарким пламенем: загорелся угольный пласт, выходивший в этом месте на поверхность.

Множество существует легенд. Подобные случаи, вполне возможно, были в жизни: угля в Казахстане много, часто он залегает близко к поверхности. Уже в наше время краеведы разыскали документы, которые помогли установить первооткрывателя экибастузского месторождения: им был рудознатец Косум Пшембаев, служивший в конторе купца Артемия Дерова. Известно и время открытия — середина июня 1867 года. О жизни самого Косума тоже ходит немало легенд. Например, будто бы английские промышленники его даже в Лондон приглашали, как опытного рудознатца. Имя Пшембаева помнят в народе, оно осталось и в названиях некоторых мест: «Косумовская балка», «Косумов грот», «Косумов камень»... Без сомнения, был он человеком очень одаренным, личностью незаурядной.

История развития угледобычи в Экибастузе полна драматических моментов, взлетов и падений. В конце девяностых годов купец Деров организовал здесь акционерное общество, которое очень быстро обанкротилось: сказалась неспособность совладельцев развернуть дело в больших масштабах. Угольные копи были проданы англичанину Л. Уркарту. Но и этот делец, оставивший о себе недобрую память жестокостью по отношению к рабочим, хозяйничал не так долго, до 1917 года...

Перед въездом в наш город, справа от дороги, — стенд, и красными буквами на нем слова В. И. Ленина: «Главное из всех вопросов — Экибастуз и его значение для Урала». Политбюро ЦК РКП (б) в сентябре 1922 года трижды рассматривало вопрос о концессионном договоре с тем самым Уркартом. Решили вынести обсуждение на Пленум ЦК РКП (б). Пленум отклонил договор, основывавшийся на грабительских условиях. А слова Ленина написаны на следующий после пленума день. По его предложению была развернута дискуссия в «Правде» — продолжать ли переговоры с англичанином? Предложения высказывались прямо противоположные. Можно представить, как трудно далось окончательное решение — ведь страна остро нуждалась в топливе, а поднять самой производство в Экибастузе ей было не по силам. Но решался вопрос — отдавать ли на разграбление национальные богатства ради нескольких процентов валовой добычи? — и Ленину важно было знать народное мнение. Он так и сказал в интервью английскому корреспонденту: «Мотивировка нашего отклонения договора с Уркартом выразила непосредственно, можно сказать, не только общепартийное, но именно общенародное настроение всей рабочей и всей крестьянской массы».

В 1925 году экибастузские угольные копи законсервировали. Победа или поражение? Уверен, большевики тех лет думали о будущем, о своих потомках и ценою немалых лишений сохранили для нас завоеванное революцией. Конечно, это была победа. Победа сильного духа, дальновидности, уверенности в завтрашнем дне. И такой день пришел в декабре 1954 года, когда был введен в строй первый угольный разрез Экибастуза, первый эшелон с топливом отправлен на Урал.

Говоря о сегодняшнем ЭТЭКе — Экибастузском топливно-энергетическом комплексе — придется не раз повторить слово «самый». Угольный разрез «Богатырь» — самый крупный в стране, и ЭТЭК в целом — крупнейший комплекс открытой добычи. Ежеминутно у нас добывается более 150 тонн угля! За год — около восьмидесяти миллионов! Наша ГРЭС-1 — самая крупная в мире электростанция, работающая на твердом топливе. По мощности — четыре миллиона киловатт — она равна почти восьми Днепрогэсам. Строится вторая такая же ГРЭС.

Словом, нетрудно представить значение Экибастуза для экономики страны. Топливо, электроэнергия ЭТЭКа — «хлеб насущный» сотен, если не тысяч промышленных предприятий, строек.

За несколько месяцев до съезда все мы познакомились с проектами Программы КПСС, Основными направлениями развития нашего хозяйства на пятилетку и до конца века. Было время основательно изучить, продумать задачи, выдвинутые в предсъездовских документах.

И все-таки теперь, когда эти документы утверждены партийным съездом, как-то по-иному осознаешь все значение, масштаб поставленных задач. Прошло время обсуждения проектов. Настало время решительных действий. Мы привыкли к размаху наших планов, но такого, по-моему, еще не было: всего за пятнадцать лет предстоит удвоить промышленный потенциал страны! Стало быть, каждый человек, каждый коллектив — в том числе и мы. горняки Экибастуза, — должны научиться работать вдвое лучше, эффективней, производительней. Я возвращался из Москвы, со съезда в нелегких раздумьях: что нам надо сделать, чтобы осуществить намеченные планы? Что менять в организации труда? Какие проблемы ждут срочного решения?

Пятилетку мы завершили неплохо, планы перевыполнили. За эти годы перекрыта проектная мощность «Богатыря», сдана в эксплуатацию первая очередь разреза «Восточный» с принципиально новой технологией работы: уголь отсюда вывозится не в вагонах, а по транспортеру. Есть немало других технических и технологических новшеств.

Я бы так сказал: Экибастуз — это своего рода полигон по разработке и внедрению новой техники и технологии. Экибастуз — хорошая школа для горняка. Многое можно рассказать о наших трудовых рекордах, победах, достижениях. Но настрой, заданный партийным съездом, предполагает иной разговор — о том, что мешает идти вперед.

Добыча угля растет с каждым годом. Но если внимательно проанализировать положение, станет ясно, что рост связан не столько с повышением производительности труда, сколько с вводом новых мощностей, привлечением дополнительных трудовых ресурсов. То есть, говорим об интенсификации, а сойти с экстенсивного пути развития никак не можем!

В то же время основной техникой объединение «Экибастузуголь» обеспечено в достатке. Но как она применяется? Коэффициент использования одноковшовых и роторных экскаваторов чуть больше 0,5. Иначе говоря, половину рабочего времени простаивают. Этот показатель у нас хуже, чем, скажем, в объединениях «Кемеровоуголь», «Востсибуголь», «Красноярскуголь». Та же самая картина и в использовании локомотивов, буровых станков.

Может, техника плохая — конструктивно несовершенная, изготовленная некачественно? Трудно предъявлять кому-то претензии, пока сами во многом виноваты. Достаточно привести такие цифры: только 8 процентов аварийных простоев экскаваторов происходят по вине конструкторов и изготовителей. Почти 70 процентов потерь рабочего времени лежит на совести горняков: неважная организация труда, слабая технологическая и трудовая дисциплина, несоблюдение правил эксплуатации техники и плохой ремонт. Таковы выводы наших же специалистов. Хочу обратить внимание: все названные причины полностью зависят от отношения людей к делу. От квалификации, ответственности, дисциплины, профессионализма. Вот где почти нетронутые пласты резервов эффективности! И, конечно же, в правильной организации труда.

Несколько лет назад наша бригада предложила работать по-новому — методом бригадного подряда. Мы заняты внешне не очень видной работой: укладываем в отвал вскрышу — пустую породу. Но от нас, как и от вскрышных бригад экскаваторщиков, зависит очень многое — своевременная и качественная подготовка фронта работ для очистных бригад, тех самых, которые добывают уголь. В нашем хозяйстве самое слабое звено — подъездные пути. Железнодорожное полотно было постоянно в плохом состоянии, из-за этого вагоны с породой чуть не каждый день сходили с рельсов, задерживались перевозки. Ремонтом занимаются путейцы, но профессия эта малоинтересна, непрестижна. Поэтому и людей у них не хватает. Как быть? Мы и предложили взять под свою ответственность содержание четырех километров подъездных путей, соответственно подготовив экскаваторщиков к совмещению профессий. Записали это в подрядном договоре с администрацией.

Идея бригады встретила понимание и поддержку со стороны руководителей разреза «Северный», где мы работаем. Но... только на первых порах. О чем речь? Перед бригадой стоят четко определенные задачи на день, неделю, месяц. Исходя из них, бригадир планирует количество людей, расставляет каждого на нужней участок. Однако приходит начальник участка и рушит все бригадные планы, забирая горняков на другие работы. Может, эти работы и впрямь срочные, но бригаде-то от этого не легче!

Нашему примеру последовала бригада экскаваторщиков Т. Арбиева — заключила подрядный договор. Вначале тоже повысила показатели. А вскоре выполнение норм выработки упало до 50-70 процентов... В чем дело? В несогласованности действий железнодорожников и инженерной службы разреза: «забыли» согласовать график ремонтных работ и тем самым обрекли бригаду на простои. Нужен порожняк, а его нет: где-то как раз идет ремонт станционных путей, стрелочных переводов.

Но план-то бригаде никто не снижал, договор на подряд не отменял! Чтобы погасить задолженность, экскаваторщики вынуждены были грузить породу и в те дни, которые по графику отводятся на профилактику механизмов. Месячный план бригада вытягивала ценой дополнительных рабочих дней. А из-за отсутствия профилактики порой возникали даже аварийные ситуации. Бригадир и сам понимает, что такая практика никуда не годится. Но как же получается, что подрядные бригады вынуждены идти на нарушения, чтобы выполнить договор? Объясню: за невыполнение условий договора горняки расплачиваются рублем из своего кармана. Администраторы, инженерные службы не несут практически никакой (кроме разве моральной) ответственности за исполнение взятых обязательств по отношению к бригаде. Что я имею в виду? Прежде всего инженерную, технологическую подготовку производства. Нужно подготовить фронт работ, обеспечить бригады запчастями, не отвлекать их на незапланированные работы, увязать графики работы экскаваторщиков и железнодорожников... Заметьте: я говорю о тех проблемах, которые должны решаться на месте.

...Бригадный подряд не очередной модный почин. Лично я связываю с ним все то, о чем говорил выше: повышение ответственности, дисциплины, квалификации. Но такое возможно лишь в том случае, если подряд перестанут считать делом только рабочих коллективов. Дескать, подписали договор, а там они как хотят, так пусть и выполняют.

Сейчас при горкоме партии создан координационный совет, который анализирует контрольные цифры на пятилетку. Главная задача совета — перевести трудовые коллективы на рельсы интенсификации, научно-технического прогресса, на использование внутренних резервов. Один из них — совершенствование бригадного подряда, внедрение подлинного хозрасчета. Это то звено, «потянув» за которое мы можем резко поднять многие экономические показатели.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Алексеевский ключ

Как сохранить традиции ведущей легкоатлетической школы?

Твоя позиция

Делегат XXVII съезда КПСС, студент второго курса Московского авиационного института Анатолий Качалин отвечает на вопросы «Смены»

Страсти по досугу

Терзают молодых жителей Еревана, а комсомольские работники города на удивление спокойны