5 сентября 1638 года родился Людовик XIV
Традиционно считается, что французский король Людовик XIV, которого также называли «Королем-Солнцем», так как он любил лично исполнять партию Солнца в придворном балете, и который прославился фразой «Государство – это я», имел бессчетное число фавориток, ибо ни одна женщина не могла устоять против его обаяния – как мужского, так и королевского. Вынуждена разочаровать любителей романтики: настоящих любовниц у Людовика было за всю жизнь всего четыре, плюс три мимолетные связи, о которых вообще мало что известно. По прихоти судьбы, и первая, и последняя любовницы короля оказались чрезвычайно набожными женщинами. Луиза де Лавальер постриглась в монахини, а Франсуаза де Ментенон сделала фактически монахом самого короля. Правда, это произошло уже тогда, когда король пресытился чувственными удовольствиями и стал задумываться о спасении своей души…
О личной жизни короля до его женитьбы на испанской инфанте Марии-Терезии известно на удивление мало. Авторы бесчисленных исторических романов приписывали ему увлечение племянницами всесильного первого министра и морганатического супруга его матери – кардинала Мазарини. Но… дело ограничивалось нежными взглядами, возможно, пылкими записками, не более того. Как бы ни упрекали Джулио Мазарини в непомерном честолюбии, он не пожелал видеть французской королевой свою родственницу. Государственные интересы были для него выше интересов семейных.
Людовику исполнился 21 год, когда он вступил в брак со своей ровесницей и кузиной. Мария-Терезия была миловидна, не слишком умна и очень набожна – как всякая испанка. Историки всячески подчеркивают то, что король каждую ночь посещал спальню своей супруги, но стыдливо умалчивают, что эти визиты обычно продолжались менее получаса, а через год свелись к четверти часа: супруга больше не интересовала Людовика, как женщина.
Набожная, но и крайне ревнивая, Мария-Терезия пожаловалась своей тетке-свекрови, вдовствующей королеве Анне Австрийской. Та в ответ лишь рассмеялась:
- Дочь моя, у вас могут быть законные дети и без короля, но у короля без вас законных детей быть не может.
Слабое утешение, особенно если учесть, что Людовик увлекся другой своей кузиной, супругой младшего брата принцессой Генриеттой Английской. А среди фрейлин этой принцессы была юная, знатная, но не слишком красивая девушка – Луиза де Лавальер…
Луиза родилась в обедневшей дворянской семье. Она любила природу, животных и особенно лошадей. Любовь к ним для Луизы стала роковой: в детстве, упав со строптивой кобылы, девочка сломала ногу и на всю жизнь осталась хромой.
Когда сёстры Луизы, повзрослев, начали встречаться с молодыми людьми, она искренне верила, что её, хромую и некрасивую калеку, не сможет полюбить ни один юноша. Девушка всё время проводила в одиночестве, была очень застенчивой и скромной. Именно эти редкие при дворе качества оценила супруга Филиппа Орлеанского и сделала Луизу своей фрейлиной. Спустя много лет про неё скажут:
«Она стыдилась быть любовницей, матерью, герцогиней».
Луиза слыла некрасивой, невзрачной, но была в ней какая-то особая, внутренняя красота, которая, казалось, лилась из её глубоких грустных глаз. Генриетта Английская - супруга Филиппа Орлеанского, двоюродного брага короля Людовика XIV, - была дамой живой, остроумной и достаточно красивой. С утра до вечера она развлекалась на охоте, балах, в театрах. Её муж мало обращал внимание на жену. Все знали, что его не интересовали женщины, а страсть он испытывал к молодым привлекательным юношам. Генриетту это, впрочем, беспокоило мало. С первого взгляда она влюбилась в короля, и Людовик XIV отвечал ей взаимностью. Однако на глазах у всех подобный роман посчитали бы оскорбительным, поэтому тайные любовники решили сделать так, что король якобы увлёкся фрейлиной Генриетты, отчего его частые визиты в покои невестки выглядели бы вполне невинно. В наперсницы себе герцогиня Орлеанская выбрала хромоножку Луизу, которую и представила королю.
Ветреный монарх прекрасно справлялся с ролью влюблённого, а Луиза искренне и нежно полюбила Людовика, тем более что король тоже был неизлечимым калекой — он родился без носовой перегородки, и во время еды большая часть пережёванной пищи вываливалась у него через нос.
Однажды Людовик подслушал разговор Луизы с её подругой. Мадемуазель Лавальер делилась с ней своими сокровенными чувствами. Покорённый искренностью и отчаянной любовью молодой фрейлины, король вдруг испытал какое-то странное, необъяснимое чувство, которое со временем еще больше усиливалось.
Он боролся с ним, пытался заглушить его, но не мог. И тогда не нашёл ничего лучшего, как признаться во всём Луизе и просить стать его любовницей. Девушка долго сопротивлялась, не решалась совершить грехопадение, пряталась от короля. А он, ещё больше распалённый ее скромностью и чистотой, однажды влез к ней в окно… И девушка все-таки сдалась – в этот час невзрачная хромоножка стала любовницей короля Франции. В этом нет ничего удивительного – ведь Людовик и сам еще был молод и застенчив, он только-только становился монархом, избавившись от постоянной опеки-диктата Мазарини, и ему нужна была покорная, любящая женщина, а не ослепительно-прекрасная и капризная дама.
По словам Вольтера, Лавальер доставила Людовику то редкое счастье, что «он был любим только ради себя самого». Впрочем, чувства, которые король питал к Луизе, тоже имели все свойства истинной любви. В подтверждение этого ссылаются на множество случаев. Некоторые из них кажутся столь необыкновенными, что с трудом можно в них верить. Например, однажды во время прогулки разразилась гроза, и король, скрывшись вместе с возлюбленной под защитой ветвистого дерева, в течение двух часов стоял под дождем, прикрывая ее своей шляпой. Пикантность ситуации придавало то, что на прогулке присутствовал весь двор, включая обеих королев и принцессу, которые, не имея возможности сесть в карету, ибо этикет запрещал делать это раньше короля, вынуждены были мокнуть под ливнем все то время, пока Людовик опекал Луизу. Популярности при дворе это «хромоножке», разумеется, не прибавило. Более того, принцесса Генриетта под первым попавшимся предлогом отказалась от услуг своей фрейлины.
Людовик буквально обезумел от любви. Из капризного и ветреного молодого человека он превратился в галантного, самоотверженного мужчину. Осыпал возлюбленную подарками, всё время проводил с Луизой, и даже когда в 1661 году законная жена короля ждала наследника, а мадемуазель де Лавальер слёзно упрашивала его хранить верность супруге до рождения ребёнка, король категорически ответил отказом. Он не желал расставаться с обожаемой фавориткой.
Королева была женщиной весьма недалёкой и всегда всем недовольной. Она никуда не выходила и лишь изредка показывалась на светских вечерах. Зная о многочисленных любовных интригах царствующего супруга, Мария-Терезия предпочитала не выяснять отношений с Людовиком и не обращала внимания на его бесчисленные измены.
Счастью Луизы и короля завидовали многие. Самые красивые женщины французского двора не могли объяснить загадку «хромоножки». Одни приписывали ей колдовские таланты, другие и вовсе придумывали непристойные объяснения. А бывшие фаворитки короля ждали любого удобного случая, чтобы уколоть свою соперницу.
Случай представился очень скоро. В Париж приехал бывший поклонник Луизы, когда-то желавший жениться на ней, и потребовал у неё написанные им когда-то любовные письма. Весть о сопернике дошла до самого короля, и он, разгневанный и сжигаемый ревностью, в первый раз за долгие месяцы не пришёл к Луизе ночевать.
Бедная женщина прождала любимого до утра, а на рассвете, решив, что он разлюбил её и больше не желает видеть, направилась в ближайший монастырь. Там она молила Бога простить её и обещала постричься в монахини, чтобы искупить непоправимый, страшный грех - безумную любовь к королю. Луиза прорыдала до вечера и, обессиленная, упав на каменный пол, потеряла сознание. Она не видела, как в собор вбежал Людовик и у всех на глазах поднял посиневшую от холода девушку на руки. Он унёс Луизу из монастыря, плакал, беспрестанно просил прошения.
Тогда же король решил осуществить свою мечту — перестроить для возлюбленной прекрасный дворец, получивший потом название Версаль. Два известнейших французских архитектора Ленотр и Лебрен днём и ночью трудились над возведением самой великолепной постройки Франции.
А Луиза жила в затворничестве, никуда не выезжала и принимала у себя только короля, целыми днями занятого на строительстве Версаля и приезжавшего в Париж, только чтобы навестить любимую, носившую под сердцем его ребёнка. Увы, родившаяся девочка прожила всего несколько дней.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.
30 мая 1896 года произошла Ходынская катастрофа
26 июня 1852 года родился Антонио Гауди
10 августа 1895 года родился Михаил Михайлович Зощенко