Дорога пяти морей

П Лопатин| опубликовано в номере №269, май 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Триста миллионов ведер водопроводной воды ежедневно получает Москва. Триста миллионов вместо пятидесяти миллионов в 1934 году!

Канал пересекает Волоколамское шоссе. Шоссе ныряет в железобетонный тоннель шириной в шестнадцать с половиной метров. В тоннеле идут автомобили и трамвай. Высоко над ними плывут корабли.

Наконец, опять стена - громадная Химкинская плотина, высотой в тридцать метров. Она отделяет последнее, Химкинское озеро от крутого южного спуска канала.

Шагая со ступени на ступень, корабли спускаются к столице.

Первая же ступень опускает суда на девятнадцать метров, на высоту почти шестиэтажного дома. Вторая ступень - еще на семнадцать метров. Спустившись с искусственных озер водораздела, корабли входят в Москву-реку.

Последний шлюз опускает их на шесть метров - и корабли подходят к Ленинским горам. Москва-река здесь изгибается крутой петлей, но строители срезали петлю Андреевским каналом.

Прорезая Кировский район, Андреевский канал экономит десять километров пути, он освобождает Кремлевскую набережную от излишней корабельной суеты и уменьшает силу наводнения в черте города.

... «Грузия» подходит к Кремлю. Рядом с ней речные трамваи, катера, пароходики. Они снуют по всем направлениям, пронзительно гудят. Москва-река превратилась в широкую водную улицу со строгими правилами уличного движения, с зелеными и красными огнями светофоров.

По обе стороны Москвы-реки вытянулись гранитные набережные. Здесь, по указанию товарища Сталина, выстроены жилые кварталы Большой Москвы. В нишах прекрасных домов скульптурные группы. А внизу полноводная река: она поднялась на три метра у Кремлевской набережной и сделала судоходной Яузу.

Грузовые суда, пройдя Андреевский канал, входят в широкое искусственное озеро. Перервинская плотина перегородила Москва-реку, и у Сукина болота лет глубокий и просторный водоем.

Здесь главный торговый порт Москвы. У причалов стоят длинные приземистые лесовозы, пришедшие с Белого моря, суда-холодильники с рыбой каспийских промыслов и тяжелые наливные баржи с бакинской нефтью. Пятнадцать миллионов тонн грузов ежегодно принимает на свои набережные новый московский порт...

... Утром мимо торговых пристаней прошла на восток «Грузия». Ей навстречу шел высокий турецкий пароход. Он пересек Черное море, по Волго-Донскому каналу спустился в Волгу, его видели у Сталинграда, Куйбышева, Горького, он попал в Москву и завтра по Московско-Волжскому каналу пойдет в Ленинград.

Так станет Москва на перекрестке дорог на пяти морей: Белого, Черного, Балтийского, Азовского и Каспийского.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены