Дорога пяти морей

П Лопатин| опубликовано в номере №269, май 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Корабли по-прежнему беспрепятственно идут по Волге. Но волжские воды прочно заперты в новом озере.

Искусственное волжское озеро - головной участок канала Москва-Волга. Создание этого водохранилища потребовало гигантской работы: здесь вынуто около пятнадцати миллионов кубометров земли; здесь уложено почти шестьсот тысяч кубометров бетона. И все-таки Волжский узел - десятая часть канала по объему выполненных работ.

Канал начинается у аванпорта, в крайнем юго-восточном углу волжского озера. Здесь, на водной площади в сорок га, перекресток трех магистралей. Отсюда корабли идут на запад - в Ленинград и туманную Балтику, на Восток - по старому волжскому руслу. Путь «Грузии» - на юг: канал - Москва - Черное море.

«Грузия» входит в канал. Сто двадцать восемь километров остается плыть до Москвы. Предстоит подняться на тридцать восемь метров, перешагнуть через холмы водораздела и снова спуститься на тридцать один метр к Москве.

За откосами канала широкая болотистая равнина. Впереди, сзади, слева - дымки кораблей, рев сирен, днем - всплески сигнальных флагов, ночью - разноцветные огни. Здесь шумная и людная водная дорога.

Пройдя пятнадцать километров, «Грузия» упирается в стену. Стена преграждает кораблям путь к Москве. Это кончилась первая, северная ступень водяной лестницы, переброшенной от Волги к Москве. Начинается вторая ступень. На нее поднимается сначала Волга, потом корабли.

Мощные насосы сосут воду и перебрасывают ее наверх, на вторую ступень. Волга взбирается на шесть метров. За ней поднимаются корабли в шлюзовых камерах и снова идут среди сигнальных флагов и ночного разговора разноцветных огней.

За откосами канала все тот же болотный лес. Глубокой выемкой, в пятнадцать метров, канал пересекает Лесозаводский бугор. Взбираясь на широкую дамбу, канал на высоте двенадцати метров пересекает Бугай-Зерцаловское болото.

На пути встречается река Куколка. Ее заключили в бетонную трубу и провели под каналом.

По высокой насыпи канал подходит к городу Дмитрову. Корабли идут по западной окраине города, на месте недавних огородов.

Отсюда путь лежит между рекой Яхромой и полотном Савеловской железной дороги. Яхрома извилиста: она делает причудливые петли. Строители в четырех местах вырыли новое русло для капризной реки, переселив ее подальше от канала.

Снова вырастает стена, снова шлюзовые камеры, и новый подъем - на восемь метров.

На пути канала опять Яхрома. Канал разрезает ее пополам. Он принимает в себя ее воды, некоторое время ведет реку по своему руслу, а потом сбрасывает ее в старое ложе.

6 том месте, где Яхрома и канал сливаются, их пересекает Савеловская железная дорога. Над кораблями, на высоте четырнадцати метров, по мосту идут поезда.

Новая ступень поднимает Волгу и корабли еще на восемь метров.

Два раза река Икша ныряет под каналом. И снова подъем на восемь метров.

Савеловская дорога отодвинута в сторону: она мешает каналу.

Пройдено уже восемьдесят километров. Волга поднялась еще раз на восемь метров. Теперь она на самой высокой точке водораздела.

Канал разливается здесь широкими искусственными озерами. Плотины - гигантские земляные сооружения, иногда длиной в полтора километра, - запрудили реки Вязь, Икоту, Учу и Клязьму. Громадными водоемами, площадью в десятки квадратных километров, легли остановленные реки в приготовленных для них котлованах.

Юго-восточная часть озера, у станции Пушкино, отделена плотинами. Тут нет прохода кораблям. На берегах этого озера запрещено селиться. Здесь отдыхают полтораста миллионов кубических метров воды. Грязь и муть оседают на дно. Отсюда по длинному бетонному каналу вода течет на юг, чтобы потом, после тщательной дополнительной очистки, войти в водопроводные трубы Москвы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены