Снег за щитами был в рост человека с вытянутыми вверх руками.
Верхушки столбов, заваленных сугробами, и низко протянутые над снегом провода казались оградой нескончаемой снежной пустыни.
Дети бежали по железнодорожной линии, смеясь и крича. Григорий, размахивая руками и шатаясь, пытался идти по скользкому рельсу. Пятилетний Мишка перепрыгивал со шпалы на шпалу; иногда он оступался на обмерзших бревнах и, поскользнувшись, зарывался носом в снег.
- Нос расквасишь! - наставительно сказал Григорий, оборачиваясь на веселые вскрики брата.
Григорий был на три года старше Мишки. Этой зимой он впервые начал ходить в школу, на станцию Шентала, за 5 километров от казарм 11-й дистанции Самаро-Златоустинской железной дороги. Отец его работал бригадиром путевой бригады. Не удержавшись на рельсе, Григорий тоже ступил на шпалу и попытался доказать свое превосходство над младшим братом, спокойно переходя с бревна на бревно. Но тут же поскользнулся и растянулся на пути.
Поднявшись, Григорий посмотрел вслед убежавшему вперед Мишке. Четыре линии рельсов, чернея, уходили вперед, в бесконечные сверкающие снега, и терялись за недалеким поворотом. Вдруг Григорий бросился вперед. В нескольких метрах от него в безукоризненно ровной стальной линии зияла огромная трещина. Лопнувший на жестоком морозе рельс изогнулся, задрался кверху.
- Беги в казарму! - крикнул брату Григорий. - Зови всех сюда! - а сам, что было сил, помчался к повороту, из-за которого вот-вот должен был показаться поезд.
Мешали валенки. Гриша вдруг почувствовал тяжесть и сбросил их. В одних шерстяных чулках по острым ледяшкам смерзшегося снега, ударяясь пальцами о шпалы, он бежал к повороту.
Если не успеть, - машинист не затормозит вовремя. Будет крушение. Григорий бежал, не чувствуя боли в ногах. И только, когда понял, что поворот остался позади, что до лопнувшего рельса уже достаточно далеко, он остановился и запрыгал на одном месте, чтобы не отморозить ноги.
Издали приближался дымок. Ветер принес грохот колес. Григорий сорвал с головы шапку и помчался навстречу идущему поезду...
Спасая поезд от крушения, Гриша Слепнев и не подумал, что он совершает героический поступок...
25 февраля на станции Нижнеднепровск были пущены с сортировочной горки груженные нефтью цистерны. Чтобы задержать в нужном месте бегущие с горки вагоны, на их пути кладут стальную «лапу», обнимающую ребро рельса. Эта «лапа» называется «башмаком».
Но тяжелее цистерны мчались с такой быстротой, что подложенный башмак был мгновенно сбит колесами. Цистерны понеслись дальше, мимо башмачника Цимбала, прямо на собравшиеся под горкой составы, грозя разнести их в щепы...
Медлить было нельзя. Цимбал бросился на землю. Он растянулся плашмя у самой линии рельсов. Огромные грохочущие колеса мелькали перед его глазами. Цимбал попробовал рассчитать время. Он набросил башмак на рельс, прямо под несущееся колесо. Башмак рвануло и отбросило в сторону. Не раздумывая, Цимбал взял второй башмак... Руку его толкнуло. Он задержал руку, укрепляя башмак на пути. Колесо сдвинуло башмак, протащило его со скрежетом, царапая сталь о сталь, и остановилось.
Цимбал увидел над собой неподвижный край цистерны, а внизу, у шпалы, свежую красную лужицу. Цимбал пошатнулся, охваченный внезапной дурнотой.
Зажимая руку, Цимбал повернулся, чтобы бежать в больницу, но не смог. Ослабевший, он сел на землю, закрыл глаза. В ушах шумело. И вдруг Цимбал различил в этом шуме знакомый грохот несущихся с горки вагонов. Чудовищным усилием воли комсомолец заставил себя подняться с земли. Он побежал навстречу новому составу, успел набросить здоровой рукой башмак и остановить вагоны, еще раз предупредив возможное крушение... И только после этого Цимбал пошел к пункту первой помощи.
... Какое же чувство подняло Цимбала с земли?
Есть только одно чувство, обладающее этой неизмеримой силой, - любовь к своей родине, ко всем ее делам, ко всякой частице ее достояния.
Сознательное чувство родины зарождается очень рано. Именно это чувство руководит и ребятами, геройски предотвращающими крушения. Хочется рассказать еще об одном случае...
По полотну шли дети путевого обходчика 28-й дистанции Северной железной дороги.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.