«... Коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Это решение вынес Центральный комитет партии в июне 1931 г. Строительство канала поручено было Наркомвнуделу, его сплоченному коллективу строителей-беломорстроевцев. Сейчас значительная часть канала уже готова; закончена постройка Истринского узла и Перервенской плотины. Очерк Лопатина описывает путешествие по будущему каналу Москва-Волга.
Суэцкий канал строили одиннадцать лет. Кильский - четырнадцать. Панамский - длиною восемьдесят один километр - сооружался тридцать лет. А Московско-Волжский канал - протяженностью в сто двадцать восемь километров - решено построить в четыре года.
Сейчас на трассе канала хаос развороченных земляных масс, разбросанные плоскости бетонных покрытий, одиноко стоящие устои мостов. Но из кажущейся неразберихи уже ясно вырисовывается будущий канал...
... Большой белый трехпалубный пароход «Грузия» отходит от порта Сороки, что стоит на берегу Белого моря. Я еду на нем в Батумский порт, на Черное море. Мой путь лежит через Москву.
Могучие ели темнеют на берегу Беломорско-Балтийского канала. Резкими силуэтами обрисовываются корпуса фабрик, заводов. По ночам в них светятся огни.
На рассвете «Грузия» пришвартовывается у пристани Свирьской ГЭС. Сияет огнями красавица-станция, и шумит река, переливаясь через плотину.
Утром мы входим в Верхнюю Волгу. По Волге плывут корабли. Они везут калий, лес, хлеб и красный с черными прожилками карельский мрамор. Пассажирские теплоходы весело перекликаются друг с другом. Пенится вода за кормой «Грузии». И невольно вспоминается прежняя Волга.
(... Мелководьями, мелями, перекатами блуждали по ней баржи, кряхтели толстые буксиры, похожие на навозных жуков, и трудно было волжским капитанам проводить здесь караваны в горячий, летний сезон...).
Неожиданно широким озером разливается Волга. Берега еле видны в туманной дымке. Этого озера не было на старой карте.
Десятки километров идет «Грузия» по новому озеру.
Иногда берега острым мысом врезаются в озеро, и тогда с палубы ясно видны причудливо изогнутая береговая кромка, редкий хвойный лес, топкие болота.
Медленно, будто поднимаясь из воды, впереди вырастает стена.
«Грузия» подошла ближе. Теперь отчетливо видно: прежнее русло Волги перегорожено земляной плотиной. По верху плотины бежит вереница автомобилей. Головная машина останавливается перед бетонным зданием, у северного края земляного вала. На фасаде здания горят на солнце золотые буквы: «Волжская ГЭС».
Теперь становится ясной тайна рождения нового волжского озера.
Русло Волги перегородили земляным валом, бетонной плотиной и дамбой. В весеннее половодье Волга ударилась в плотины и отступила назад. Вода разлилась на просторе в сто двадцать километров, до города Калинина. Река покрыла своими водами старые мели и перекаты, и весь верхний волжский плес – от Калинина до плотины - превратился в глубоководную артерию.
Так родилось новое волжское озеро площадью в четыреста сорок квадратных километров.
Весной в этом озере собирается полтора миллиарда кубических метров воды. Каждую минуту вода прибывает.
У бетонной плотины поднимают металлические щиты. Вода под сильным напором устремляется вниз по круглым бетонным трубам. Она обрушивается на турбинные лопатки, вращает тяжелые массы металла и, уже обессиленная, входит в свое старое русло, к востоку от плотины...
Инженеры выпускают избыточные воды Волги, заставляя их вырабатывать по сто миллионов киловатт-часов ежегодно.
В обход плотины, у ее южного конца, прорыт искусственный канал. Выходя из нового волжского озера, канал вливается в старое - восточное - русло реки. У своего устья канал заперт воротами шлюза. Пропуская суда, шлюз бережно расходует воду.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.