Дорога никуда

Маша Набокова|12 Августа 2010, 16:21| опубликовано в номере №1750, август 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как правильно тупить и залипать в Москве

Фото Марк Боярский и Ольга Хабарова

Места для погружения

 

Никто со стороны и не догадался бы, какие бездны раскрываются внутри человека, застывшего с отвисшей челюстью и вперившего взгляд куда-то вдаль. А он просто погружен в себя, тупит, залипает. Занят ответственным, необходимым для каждого творческого человека делом. Научиться входить в это состояние нетрудно, а вот выбрать обстановку гораздо сложнее. На рабочем месте тупить невозможно, потому что постоянно дергают, и приходится создавать видимость производительного труда. Тупить дома скучно. За рулем — противно и к тому же опасно для жизни. Остается только ехать. Когда то в Москве было немало мест для самоуглубления или, наоборот, бессмысленного созерцания. Сейчас их остались единицы.

Полоцкая улица, двор дома №4

 

Двор как двор, отгороженный от окружающего мира парой пятиэтажных «сталинок». Две песочницы, одни качельки, разбросанные по углам, останки палисадника в центре. Немного в стороне — клумба не то с мертвым фонтаном, не то с гипсовой вазой-переростком в центре. За полчаса, проведенных в этом конкретном дворе, у вас внутри формируется твердое убеждение, что все вокруг замечательно и недолговечно. Кроме недофонтана, который был, есть и пребудет всегда. Поскольку в такие места никто без острой необходимости не ездит, рекомендуется посещать двор только при случае, когда окажетесь в западной части Москвы. Для начала стоит пройтись, осмотреться и выбрать себе место. Двор удивительно тих, ничто не помешает представить себе местных детей, которые шумно играли в индейцев или в Робин Гуда в игрушечном лесу местного палисадника, когда кусты в нем еще были густы, и которые теперь аккуратно получают пенсию. Через полчаса небольшое путешествие во времени закончится, и вы, ощущая себя покойно и светло, можете отправляться дальше по своим бессмысленным делам.

Гора

 

Это замечательная Гора. Начинаясь одной стороной почти от Шипиловского проезда, всеми остальными своими склонами она круто и неравномерно растекается далеко вниз, в поле, за которым простирается лес. Когда то на Горе планировался лыжный спуск, о чем свидетельствуют скрюченные стойки бугельного подъемника. Тут следует поступить так. Забраться на самый верх, найти себе уютный уступ и долго кружить остекленевшим взглядом над полем, над лесом, над секретным военным объектом, виднеющимся в глубине леса, над гитаристом и его девушкой, расположившимися несколькими уступами ниже. Безусловно, Гора годится не только для коллективного тупления, но и для одиночного. В тысячный раз будет садиться солнце, по краю леса станут обозначаться крошечные огоньки костров, а вы так и оставайтесь на Горе, пока все это вокруг, наконец, не закончится.

Тупик Нагатинской набережной

 

Очень уютное и таинственное место. Неодетая в камень набережная и грунтовая дорожка вдоль нее уходят еще на полкилометра прямо, открывая удивительный вид на широкую излучину реки Москвы и Нагатинский затон. Приезжать сюда лучше на закате или на рассвете в ясную погоду, чтобы медитировать на солнце и неподвижные фигуры далеких рыбаков. Употребление напитков уместно, и более того — это отличное место, чтобы душевно напиться даже безо всякой компании. При этом важно понимать, что времени у вас на это немногим больше, чем требуется солнцу, чтобы начать или завершить свой величественный процесс.

Нескучный сад

 

Еще одно замечательное место — летний домик графа Орлова в Нескучном саду, а теперь — библиотека. Собственно, интересен не сам домик, а маленькая площадка позади него, над крутым спуском к реке. Там, прямо над обрывом, расположена очень уместная скамейка, чтобы наблюдать. Осенью это получается особенно меланхолично, вполне в духе чеховского «Вишневого сада». Бывает, правда, что скамейка исчезает — сторожу библиотеки посетители на заднем дворе откровенно не нравятся, и он даже выходит иногда вечерами, чтобы подать голос с балкончика нижнего этажа. Впрочем, устроиться можно и без скамейки.

Садовнический мост

 

Когда то мест, годных для перезагрузки мыслительного процесса, было навалом и в центре города. Но за последние 10 лет почти все они были разорены стройками, реконструкциями, заборами с непременной камерой видеонаблюдения и прочими методами окультуривания. В городе теперь капитализм и цивилизация — никакой бесполезности. Идти остается только на горбатый мостик, соединяющий Садовническую и Овчинниковскую набережные водоотводного канала. Мостик настолько горбат, что состоит почти из одних высоких ступенек, с небольшой ровной площадкой на самом горбу. А еще он толст, потому что, как говорят, в нем проходят с берега на берег трубы коммуникаций. Если внимательно смотреть на мостик с берега, он превратится в большого дождевого червя с простейшим сердцем. Это занимательно. Время суток в данном случае совершенно неважно. Можете подняться на вершину моста и постоять минут 10—15, опершись о перила, а можете, если позволяет погода, сесть, свесив ноги вниз, и замереть там хоть до ночи. При себе желательно иметь что нибудь приятное, вроде ароматного табака.

Кладбище кораблей и пляж

 

Если съехать с проспекта Андропова на улицу Трофимова, где то за домом № 16 углубиться во дворы и внимательно изучить довольно крутой спуск к реке, непременно найдется небольшая чугунная лесенка. Ведет она на Последний причал. Здесь, среди полузатопленных барж и речных теплоходов и буксиров без определенного возраста, имеется настоящий старинный пароход с трубой и колесом. Говорят, раньше кладбище кораблей было значительно больше и распространялось до противоположного берега. Доказательством тому служит пара затопленных, вросших в дно барж в центре реки, контуры которых еле различимы под проросшими на них кустами и деревьями. Если постоять на берегу минут десять, станет очевидно, что и на умолкнувших кораблях происходит какая то регулярная жизнь. То и дело из кубриков выглядывают какие то люди, аккуратно перемещаются с одного судна на другое и снова исчезают. Кто эти люди и что они там делают — об этом думать не стоит. Все равно ведь неизвестно, кто из вас более реален.

Микрорайон Северное Чертаново

 

Это такая отдельная группа сложносочиненных бело-голубых домов возле станции метро «Чертановская». В 70 е район планировался как автономное поселение будущего, и, хотя в процессе был сильно упрощен, приехать сюда хотя бы раз просто необходимо. Томительное ощущение загадочности и благоприятные условия для залипания создаются благодаря обилию пустынных лужаек и дворов, в которые попадаешь совершенно случайно, даже если идти наугад. При этом не всегда возможно пройти из точки A в точку B, потому что на пути обязательно будет точка Z. Как она сюда попала — непонятно. Считается, что это происходит из за устройства района по принципу «террас», и даже местные жители периодически путаются в направлениях. Дорога, проходящая кольцом по границе квартала, большей частью скрыта в Чертановском тоннеле, под газонами и дворами микрорайона. Тоннель пустынен и вид имеет постъядерный. Темные провалы въездных ворот, отмеченные трехзначными цифрами на стене, словно следы погибшей цивилизации, вызывают необъяснимую тревогу. А если вам повезет, то возле подземных гаражей вы даже увидите некоторое количество мутантов, переживших катастрофу. Мобильный телефон ради чистоты ощущений следует отключать.

Шлюзы в парке «Коломенское»

 

Эти насыпные острова и постройки сталинского ампира в своем нынешнем запустении выглядят просто обворожительно. Такие декорации вполне годятся для того, чтобы что нибудь спеть, или выдумать стих, или просто посидеть молча, слушая плеск легкой волны. До самих шлюзов можно добраться только по льду, то есть зимой, но этого как раз делать и не надо, если не хотите испортить весь процесс залипания и разрушить мираж.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

комментарии

Вова , 15.08.2010 16:21

Красивые места

В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о  трагической судьбе  Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны,  о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой  «Плакальщица» и  многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Почему Москва стоит

Обреченные на пробки

В постели с паразитом

Нашествие клопов на Москву

Москва трамвайная

Наш корреспондент отправился в трамвайное путешествие по Москве

в этой рубрике

Кумпол-арт

В сумрачном мире лысых людей дерзкий вызов законам физиологии бросает он — человек с татуированной головой

Железная работа

Ярослав Иванов создает эмоции у наковальни

Жуки по-уральски

История о том, как музыка победила бюрократию

в этом номере

Жить можно

Сведения о потребительской корзине

Костяная моя столица

Прогулки по первобытной Москве

Ловцы

Корреспонденты «Смены» говорят с последними обладателями охотничьих инстинктов

другие рейтинги

Это изменило мир

Пять изобретений и открытий

Дорожная вошь и другие премьеры

Фоторепортаж с Московского международного автосалона

Строители речи

Самые влиятельные люди в истории русского языка