«Парусник – особый исчезающий тип судна, герой многочисленных необычайных морских приключений, описанных знаменитыми писателями и поэтами. Он всегда будет символом истинного плавания по «семи морям света» и поэтому не должен погибнуть, забытый современным поколением» – эти слова Андрей Навапетович Гаспарян, начальник учебно-производственных мастерских Батумского мореходного училища, выгравировал на бронзовом парусе, похожем на крыло чайки. С этого паруса и начинается коллекция «Парусники мира», над которой вот уже треть века работает Гаспарян. Он родился на берегу моря и мечтал стать моряком, но война перепутала все планы. Он служил в артиллерии и как-то в перерыве между боями вырезал из снарядной гильзы свой первый парусник. И тогда же решил создать модели всех парусных судов, когда-либо бороздивших моря и океаны. Теперь в его коллекции свыше пятидесяти барельефных изображений различных судов. Здесь и одномачтовый древнеегипетский парусник, ходивший в восточной части Средиземного моря еще в период XVIII династии фараонов, и древнегреческая триера с тремя рядами весел, и суда викингов, и каравеллы Колумба. Но основное место в коллекции, конечно же, занимают русские парусники, начиная с ладьи IX века и кончая знаменитым барком «Товарищ», на котором сейчас проходят практику курсанты мореходных училищ. Среди них немало учеников Гаспаряна, удостоенного недавно звания «Наставник молодежи».
Комната Андрея Навапетовича одновременно похожа на мастерскую художника и морской архив. Здесь собраны книги и брошюры о судостроении, вырезки из газет и журналов, многочисленные рисунки и гравюры. Прежде чем взяться за изготовление очередной модели, Гаспарян тщательно изучает историю судна, советуется с учеными и корабелами. И посетители Государственного краеведческого музея Аджарии, где собрано большинство работ самодеятельного художника, всегда отмечают и красоту и точность, с которой создана бронзовая эскадра Гаспаряна.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Роман. Продолжение. Начало в №№ 21, 22