Наша житница хлопка
АМЕРИКАНЦЫ назвали хлопок «дитя солнца». И действительно, это - капризное южное растение, которому, прежде всего надо много яркого солнца, тепла и света. Без них оно не может жить, и родиной его, поэтому могут быть только южные страны, где 3/4 года - яркое, знойное лето.
Отдельными островками раскинулись плантации хлопка по всем южным странам земного шара. Но более других облюбовал хлопок три материка: Америку, Азию и Африку.
Родина советского хлопка - знойная далекая Средняя Азия.
Когда вы едете по железной дороге от Волги в Среднюю Азию, первое, что вас поражает, это - страшная и в то же время величественная картина пустыни, раскинувшийся по обеим сторонам дороги.
Воздух почти всегда туманится от тончайшей желтой пыли, подымаемой ветром с этой обожженной солнцем равнины, и на сотни верст, как застывшие волны, стоят холмы сыпучего песка. Как волны, они все обращены своими крутыми склонами в одну сторону, и, как гребни волн в сильную бурю, верхушки их срываются и уносятся ветром.
Уже при слабом движении воздуха острые гребни холмов (их здесь называют «барханами») начинают как будто дымиться: это песок, сдуваемый с них, пересыпается мало - помалу по направлению ветра. От этого и весь холм медленно и неудержимо ползет дальше, все засыпая на своем пути: поля, луга и даже целые Города.
Эти лески тянутся вдоль железной дороги на многие сотни верст, и кажется вам, что они мертвы. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, все сразу меняется. Пустыня куда - то пропала. В окно вагона уже не дышит зноем раскаленный воздух. Перед вами ярко зеленый луг, высокая трава, ветвистые деревья. Между ними в канавах светится вода, и после жары и духоты пустыни как - то особенно резко чувствуется прохлада тени.
Но кто же превратил пустыню в цветущий луг, кто виновник этого чуда?
Только вода, одна вода. Всюду, где только есть в Средней Азии настоящая жизнь, зеленые деревья, дома, - фрукты и хлопок - вы найдете искусственное орошение. Только оно спасает страну от верной смерти в объятиях раскаленной песчаной пустыни.
Примерно 100 лет тому назад и в Европе и, тем более, в России почти все одевались в одежды, приготовленные из льна, шерсти, пеньки и шелка. Теперь же хлопок забил все остальное, и весь Советский Союз, земледельческий и промышленный, одевается в кумачи, миткали и ситцы, вырабатываемые из хлопка.
Хлопчатник, пока он не созрел - это густой зеленый куст, по высоте своей похожий на наш смородиновый куст. Правда, есть сорта, которые доходят и до 3 саж. высотой, но это редкость.
Вскоре на кустах появляются почки, а, недели через 3 - 4 из них выходят белые крупные цветы, которые уже на следующий день краснеют. Цветы эти несколько похожи на розы, так что поля цветущего хлопчатника напоминают громадный сад из роз.
Продержавшись некоторое время, цветы осыпаются, и вместо них появляются зеленые шишки наподобие маковых головок, величиной с грецкий орех. Это самое ценное, что нас более всего интересует в хлопчатнике: его плоды.
Когда они созревают, шишки эти лопаются, и из них показываются красивые белые волокна, точно комья снега. Это есть собственно хлопок.
Вот теперь - то и начинается сбор его, который происходит три раза в лето. С громадными корзинами ходят сборщики по полю и стараются осторожно вынуть. хлопок из коробочки таким образом, чтобы при этом не разорвать волокон, из которых он состоит, и не загрязнить его землей и обломками листьев.
Можно смело оказать, что хлопок - одно из тех богатств природы, из - за обладания которым, наравне с нефтью, железом и углем, Идет жестокая борьба в мире. Ярким примером такой ни перед чем не останавливающейся хлопковой политики, международной буржуазии, в данном случае - английской, является то, что совершили ее агенты под защитой штыков в порабощенном Египте.
Ни одна страна не находится в такой жестокой зависимости от капризов своих рек, как Египет от капризов Нила, потому что только благодаря ему египтяне отвоевали от миллиона квадратных километров песчаной пустыни пятидесятую часть ее - ту узкую 15 - верстную полосу плодородной земли, которая тянется вдоль причудливых извилин Нила и затопляется им во время разлива.
Добившись стараниями своих инженеров подчинения недавно капризного Нила, Египет стал на путь широкого расцвета своей хозяйственной жизни и хотел только одного, - чтобы его оставили в покое.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.