Диалектика одного характера

Ольга Кучкина| опубликовано в номере №1049, февраль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новая запись — новый вопрос Собственно, жизнь человеческого духа есть средоточие «вечных», общечеловеческих вопросов, заново встающих перед каждым поколением, перед каждым человеком. Но размышления проверяют делом. Размышления без дела — вялые, нежизнеспособные, едва родившиеся на свет, как тотчас увядающие цветы. Можно сколько угодно умно и тонко мыслить и чувствовать, но если при этом лежать на диване — жизнь твоя будет сколком жизни Обломова, фигуры, в общем, трагической. (Вчитайтесь, всмотритесь заново в этого гончаровского героя — вы почувствуете удивительную созвучность его иным сегодняшним настроениям.)

Однако есть и другая опасность. Дело без размышления. Есть ведь люди, так и не научившиеся думать. Деловые, не сомневающиеся. Они-то уж подобных дневников не ведут.

Очевидно, найти гармоническое сочетание мысли и действия — задача всякой личности. Один из путей к этому, к совершенствованию себя — эстетическое самообразование…

17 августа. Проблема самообразования давно стоит передо мной, но я неправильно подходила к ее разрешению. Я начертила себе большой план, но упустила в нем очень важное — наслаждение. Потому и выполняла его нерегулярно и неохотно. Итак, начнем с главного в моей жизни — с медицины. Что меня в ней увлекает? Мозг. Поэтому я должна полюбопытствовать в этой области побольше. Музыка. Продолжать заниматься усердно и старательно. Самой заниматься 2 часа в сутки специальностью и 1 час теорией. Продолжать изучать творчество композиторов. В театр и на симфонические концерты ходить каждую неделю. По воскресеньям — музеи. Литература. Начала читать западную литературу (Стендаля), продолжу. Спорт. Хочу научиться плавать. Ходить осенью и весной в походы. Зимой — коньки и лыжи. В области человеческих отношений протоколировать ничего нельзя, поэтому тут предоставим все его величеству случаю. Моя цель — стать умным, развитым, интересным человеком.

Я подсчитала: в первой тетради записано три программы по самообразованию, во второй — четыре, в третьей — пять, в четвертой — семнадцать (уже не только планов, но и итогов), в пятой — одиннадцать и т. д. В первых — юношеский максимализм, глобальность задач, но и в последних задачи не маленькие. Позже Лариса запишет мысль Джека Лондона: «Жизнь всегда дает человеку меньше, чем он от нее требует, и если люди требуют от нее самую малость, то, получая меньше малого, они обречены на гибель».

31 августа. Последний день отдыха. Завтра еду в Москву. Где буду жить, не знаю, но как буду жить, знаю. Представляюсь сейчас сама себе человеком, выходящим свободно и независимо ни от кого на дорогу жизни, с уважением к окружающим, но и с полным чувством собственного достоинства.

4 курс

25 сентября. Хочу описать один мой день. Встаю в 7, выхожу в 8 к остановке 82-го автобуса, в 9 я уже за городом. Сижу у Екатерины Васильевны, моего нового педагога. Обстановка такая: старый, заброшенный сад, покосившийся двухэтажный дом, веранда и разбитый рояль, сама старушка очень древняя, училась в консерватории в 1905 году, видела Римского-Корсакова и постановку «Кащея» силами учеников консерватории — в общем, все то, что я перед этим прочла в книге Гнесина «Воспоминания о Римском-Корсакове». Ну так вот. Позанимавшись два часа с ней, еду домой, обедаю и бегу в институт на лекции. Затем занятия до 9 часов вечера, затем иду в главный корпус, там есть инструмент, и играю до 10 или 10.30. Приезжаю в 11.30 домой, ужинаю и замертво в постель. По дороге читаю книжки. Больше времени нет. Зато настроение бодрое и веселое...

15 декабря. Были тяжелые времена. Я жила на квартире у черствых и злых людей. За инструмент каждую субботу мыла полы во всей квартире, терла с мылом цементный пол в кухне, а иногда приходилось все перемывать из-за их прихоти. Денег было мало, существовала впроголодь. Вывела: человек никогда не должен хныкать, не должен терять чувство чести, обязан сохранить выдержку и презрение к неудачам.

17 декабря. Хочу записать для себя ряд правил:

1. Быть всегда добросовестной по отношению к тому делу, за которое взялась, то есть всегда все делать хорошо и доводить до конца.

2. Быть естественной, такой, какая есть в данную минуту, не строить из себя умного человека — это признак глупости.

3. Быть снисходительной к людям, не обращать внимания на их недостатки, не возмущаться ими и не делать замечаний — от этого они лучше не будут, недостатки исправляются не так.

4. Больше жить в себе, это дает большую собранность, независимость, самостоятельность, устойчивость.

5. Каждый факт своей жизни рассматривать с точки зрения удовольствия, удовлетворения, человечности. Вообще смотреть на вещи шире, с перспективой.

6. Каждым предметом заниматься систематически и начинать с азов.

7. Уметь выделять главное на сегодняшний день и выполнять это главное, а второстепенное — в оставшееся время.

1 января. На обложке дневника буду ставить черточки, обозначающие балластные дни.

13 января. Настроение у меня чудное. По-моему, это надо приписать моему внутреннему перерождению. Я стала относиться ко многому иначе, стала часто делать по «хочу», а не по «нужно». Даже по улице я не бегу, как раньше, наклонив голову, смотря вниз и хмуря брови, а иду спокойно, медленно, наслаждаясь погодой, какой бы она ни была, потому что я любой погоде есть своя прелесть. На все мелочи смотрю сквозь пальцы.

Поступать по «хочу», а не по «нужно». У Ларисы, с ее системой правил, ее сводом законов для себя, с известным даже педантизмом это означает рождение и укрепление драгоценного качества — когда чувство долга, веление ума становятся внутренней потребностью. При этом она вовсе не сухарь, не «синий чулок», а нормальный живой человек.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бомбежка

Рассказ фронтовика

Иван и Мария

Рассказ