Диалектика одного характера

Ольга Кучкина| опубликовано в номере №1049, февраль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

То, что вы станете сейчас читать, — записи разные лет, из десяти толстых тетрадей. Их автор — врач из Подмосковья Лариса Е.

Дневники пишут разные. Даже с разной степенью искренности. Насколько бы личным, интимным ни был способ ведения дневника, всегда на донышке души возможна мысль о его вероятном читателе. Так или иначе, почти каждому из нас хочется духовно продолжиться в жизни других, в будущей жизни. Поэтому, кажется, даже наедине с самим собой трудно быть до конца искренним, честным и самокритичным.

Дневник Ларисы — достаточно честный дневник. Вы увидите это сами, хотя бы по степени жесткости самооценки. Увидите, что перед вами живой человек с известными достоинствами, но и недостатками, характер развивающийся и противоречивый.

Несомненно, что Лариса Е. — яркая индивидуальность. К сожалению, некоторые черты индивидуализма, свойственные ее характеру, подчас делают ее замкнутой, мешают открытому и доверительному общению с товарищами, с коллективом.

Особенность этого дневника в том, что он писался не по следам событий, а по следам размышлений. Не факты внешней биографии зафиксированы здесь, но события биографии внутренней, диалектика души, диалектика характера.

Главная ценность этих записей, на наш взгляд, в том, что по ним видно, КАК ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЛ СЕБЯ САМ.

1 курс

24 октября. Вопрос о совершенствовании стоит и будет, наверное, стоять передо мной всю жизнь. Все-таки я добилась некоторых результатов. Таня говорит, что я очень изменилась по сравнению с десятым классом. Я это тоже внутренне чувствую: стала менее раздражительной, более выдержанной, внимательной к людям, доброй, более волевой... Перемены в моем характере проявились и в отношении к родителям. Я поняла, что они мне сделали и делают хорошего, заботятся обо мне. Ни по кому и ни по чему так не соскучилась, как по нашему маленькому дому и по ним.

Отец Ларисы — рабочий на заводе, мать — регистратор в поликлинике. Непритязательные, но очень хорошие, душевные люди.

Позже Лариса рассказывала мне про новые домашние конфликты. Она уже работала в родном городе врачом, вышла замуж, у нее родилась дочка. Мать ворчала, когда она садилась за книги: «Белье не стирано»; когда слушала музыку: «Лучше бы туфли купила, чем все деньги на пластинки тратить». Лариса отвечала: «Туфли истопчутся, а музыка, радость в душе останутся».

Искусство и человек. Их взаимоотношения. Как открыть перед молодыми людьми мир прекрасного, как помочь им отыскать дорогу к искусству! Об этом спорят искусствоведы и педагоги, психологи и социологи. Продумываются программы университетов культуры, устраиваются экскурсии, организуются вечера. Может быть, все это нужно, но сам-то человек? Что он?

17 февраля. Что я должна сделать за пять лет в Москве?

1. В совершенстве изучить театр, историю отдельных театров (Большого, Малого, оперетты, имени Станиславского и Немировича-Данченко, Ермоловой и т. д.), изучить биографии знаменитостей прошлого и настоящего, посмотреть главные вещи из репертуаров этих театров и т. д.

2. В совершенстве узнать музыку: композиторов всех веков и народов, их главные музыкальные произведения; историю музыки, ее исполнителей, прошлых и в особенности настоящих.

3. Научиться играть на пианино.

4. В совершенстве изучить Третьяковскую галерею. Вообще научиться «читать» картины, понимать живопись и скульптуру.

5. В совершенстве изучить литературу: зарубежную и классическую.

6. Научиться шить, вязать, вышивать.

Это программа на пять лет.

Человек из маленького городка, из простой, как говорится, семьи приехал в Москву. Столица. От нее надо взять все — это ясно. А что «все»? Каждый понимает это по-разному. Лариса считала так: широкое, углубленное самообразование.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены