То, что вы станете сейчас читать, — записи разные лет, из десяти толстых тетрадей. Их автор — врач из Подмосковья Лариса Е.
Дневники пишут разные. Даже с разной степенью искренности. Насколько бы личным, интимным ни был способ ведения дневника, всегда на донышке души возможна мысль о его вероятном читателе. Так или иначе, почти каждому из нас хочется духовно продолжиться в жизни других, в будущей жизни. Поэтому, кажется, даже наедине с самим собой трудно быть до конца искренним, честным и самокритичным.
Дневник Ларисы — достаточно честный дневник. Вы увидите это сами, хотя бы по степени жесткости самооценки. Увидите, что перед вами живой человек с известными достоинствами, но и недостатками, характер развивающийся и противоречивый.
Несомненно, что Лариса Е. — яркая индивидуальность. К сожалению, некоторые черты индивидуализма, свойственные ее характеру, подчас делают ее замкнутой, мешают открытому и доверительному общению с товарищами, с коллективом.
Особенность этого дневника в том, что он писался не по следам событий, а по следам размышлений. Не факты внешней биографии зафиксированы здесь, но события биографии внутренней, диалектика души, диалектика характера.
Главная ценность этих записей, на наш взгляд, в том, что по ним видно, КАК ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЛ СЕБЯ САМ.
24 октября. Вопрос о совершенствовании стоит и будет, наверное, стоять передо мной всю жизнь. Все-таки я добилась некоторых результатов. Таня говорит, что я очень изменилась по сравнению с десятым классом. Я это тоже внутренне чувствую: стала менее раздражительной, более выдержанной, внимательной к людям, доброй, более волевой... Перемены в моем характере проявились и в отношении к родителям. Я поняла, что они мне сделали и делают хорошего, заботятся обо мне. Ни по кому и ни по чему так не соскучилась, как по нашему маленькому дому и по ним.
Отец Ларисы — рабочий на заводе, мать — регистратор в поликлинике. Непритязательные, но очень хорошие, душевные люди.
Позже Лариса рассказывала мне про новые домашние конфликты. Она уже работала в родном городе врачом, вышла замуж, у нее родилась дочка. Мать ворчала, когда она садилась за книги: «Белье не стирано»; когда слушала музыку: «Лучше бы туфли купила, чем все деньги на пластинки тратить». Лариса отвечала: «Туфли истопчутся, а музыка, радость в душе останутся».
Искусство и человек. Их взаимоотношения. Как открыть перед молодыми людьми мир прекрасного, как помочь им отыскать дорогу к искусству! Об этом спорят искусствоведы и педагоги, психологи и социологи. Продумываются программы университетов культуры, устраиваются экскурсии, организуются вечера. Может быть, все это нужно, но сам-то человек? Что он?
17 февраля. Что я должна сделать за пять лет в Москве?
1. В совершенстве изучить театр, историю отдельных театров (Большого, Малого, оперетты, имени Станиславского и Немировича-Данченко, Ермоловой и т. д.), изучить биографии знаменитостей прошлого и настоящего, посмотреть главные вещи из репертуаров этих театров и т. д.
2. В совершенстве узнать музыку: композиторов всех веков и народов, их главные музыкальные произведения; историю музыки, ее исполнителей, прошлых и в особенности настоящих.
3. Научиться играть на пианино.
4. В совершенстве изучить Третьяковскую галерею. Вообще научиться «читать» картины, понимать живопись и скульптуру.
5. В совершенстве изучить литературу: зарубежную и классическую.
6. Научиться шить, вязать, вышивать.
Это программа на пять лет.
Человек из маленького городка, из простой, как говорится, семьи приехал в Москву. Столица. От нее надо взять все — это ясно. А что «все»? Каждый понимает это по-разному. Лариса считала так: широкое, углубленное самообразование.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С Героем Социалистического Труда, депутатом Верховного Совета СССР, бригадиром слесарей-сборщиков ордена Трудового Красного Знамени Коломенского завода тяжелого станкостроения Александром Ивановичем Федосеевым беседует специальный корреспондент «Смены» Анатолий Баранов