Диагноз: фанат

Сергей Микулик| опубликовано в номере №1375, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

В свете недавних событий – архивная статья «Смены»

С некоторых пор на улицах Москвы в дни футбольных матчей появляются группы подростков в одинаковых, чаще всего двухцветных шапочках и шарфах. Двигаясь к стадиону до игры или от стадиона после матча, они что-то скандируют, поют, размахивают флажками. Это и есть фанаты. Так они себя с гордостью величают. Фанаты футбола, а точнее, от футбола. Фанаты не игры, а трибунных и уличных сборищ.

За время своего существования – по моим подсчетам, лет восемь – десять – фанаты добились определенных «успехов»: милиции для поддержания порядка на стадионах стало чуть ли не в три раза больше; нормальные болельщики, не фанаты, рядом с ними на трибунах предпочитают не садиться – побаиваются; слабонервные прохожие на улицах шарахаются, услышав истошный вопль: «Ракета» (название, понятно, даю условное) – чемпион!» Вот так и слава пошла! Это ли не здорово?

А на стадионе прежде всего надо оккупировать сектор. До самой игры им, строго говоря, и дела нет. Где тут следить за событиями на поле, если надо косить глазом на милиционера, а когда тот отвернется, завопить что-нибудь «своим» футболистам или оскорбить соперников. Потом нужно только втянуть голову в плечи и ловить на себе восхищенные взгляды «соплеменников»-фанатов и недоуменно-оскорбленные остальных зрителей.

Не каждый фанат, занимаясь своим опасным ремеслом, досиживает до конца встречи: кого-то выводят за хамские выкрики, кого-то – за швыряние серпантинных лент, мелко нарезанной бумаги или менее безобидных предметов, а кому-то и вообще не удается проникнуть на стадион. Но зато после игры, на улице, вне пределов досягаемости милиции, они снова собираются вместе, и прохожим предлагается прослушать «все, что мы когда-то не допели».

Матчи для фанатов – праздники, а будни посвящены бесцельным ожиданиям и подготовке.

– Ходили вчера на дубль, размяться.

– Ну и как?

– Клёво! Две «бормотухи» раздавили – перед матчем и в перерыве.

Футбол для таких – лишь повод собраться вместе, приложиться к «бормотухе», поорать вволю. Это благодаря их стараниям слово «болельщик» люди начинают постепенно воспринимать как синоним слова «хулиган». А наиболее рьяные фанаты даже ездят на матчи в другие города. Невозможно понять, откуда у школьников, учащихся ПТУ и техникумов берутся деньги на поездку в Минск или Ереван? Это особый вопрос, думаю, что не всегда билеты приобретаются на средства, сэкономленные на школьных завтраках.

Фанатам в основном по 14 – 19 лет, но есть и отклонения: кто-то стремится раньше повзрослеть, а кто-то не прочь и продлить «веселое детство». Эти последние обычно предводительствуют, учат младших правильным «текстам».

Нет, футбол фанатам не нужен. А они ему – и подавно.

Никто, понятно, не считает, что на стадионе нужно сидеть молча и, как говорится, руки по швам. И мы знаем, что большинство мест на стадионах занимают зрители, искушенные в тонкостях игры, поддерживающие любимые команды и доброжелательно оценивающие соперников. Настоящие болельщики – это люди, исполненные собственного достоинства, гордящиеся достижениями своих любимцев. Фанаты же оскорбляют прекрасную игру, имя которой футбол.

Но они идут и идут на футбол. Дрожи, земля, и берегись, прохожий! Горе всем, кто не приверженцы «Ракеты»! Расписаны заборы, замусорены тротуары. Раскачиваются автобусы, и бьются уличные фонари. Но при чем же здесь футбол? И как нам всем остановить фанатов?

От редакции

Мы опубликовали это письмо читателя, ожидая, что на него откликнутся заинтересованные лица: истинные болельщики и футболисты, педагоги и воспитатели учебных заведений, а может быть, и кто-то из самих фанатов – ведь не все же они окончательно потеряли совесть. Разве не честнее было бы объяснить, чем вызвано такое поведение, нежели выкрикивать нечто грязное, оскорбительное прячась за спинами в толпе?

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере