Очень много знает мошка,
А в курятнике живет
Чудо-юдо бегемот.
Мыши книжку так читают,
Что страницы вылетают.
Мастерство ребенка – это реальное проявление его силы и гибкости ума, воображения, умения воплотить свой замысел в материал. И все-таки главное – эмоции, мир, в котором живет маленький творец. Вот ее рисунок «Дачная кошка». На подмосковной даче жила дикая кошка, с которой очень дружила девочка. Она ее трогательно подкармливала молоком, колбасой и другими вкусными вещами. Однажды кошка появилась с выводком котят. Решила, видимо, представить их своей маленькой подружке...
Девочка начала делать наброски портрета кошки на даче, а закончила его по памяти в Москве.
Зеленоглазая кошка, полуоткрыв рот, словно что-то продолжает рассказывать девочке. Один из специалистов по детскому рисунку сказал: «Эта кошка – собеседница».
В картонных коробках девочка хранила «драгоценности»: перстенек, сделанный из проволоки, браслет из старых бус, ожерелье из золотистого бисера и алых пуговичек, две сережки – одна магазинная, вторая – сделана руками художницы.
И, как «отражение отраженного», рисунок девочки, где красавица в алом плаще примеряет драгоценности, а за спиной – другая девушка несет новый набор бижутерии.
И так всегда: одно дополняет другое, одно проистекает из другого. В своем творчестве девочка многогранна и неутомима. «Драгоценности» нужны для рисунка, рисунок же дополняет то, чего художница не смогла досказать в стихах, и наоборот.
В шесть лет художница получает первую премию на конкурсе «Рисунок на асфальте». Она нарисовала любимого героя – Буратино, зарывающего деньги под березой, за которой пряталась лукавая лиса Алиса. Береза была ветвистая, с белым стволом и очень большая. Именно ее необычная величина и покорила жюри.
Девочке было семь лет, когда появился рисунок «Зима», и восемь, когда его опубликовали в газете «Пионерская правда».
Зимой 1975 года девочка познакомилась на выставке картин с известным художником Вячеславом Сергеевичем Кондратьевым. Художница сосредоточенно вбирала цвета, замирала перед понравившимися полотнами, удивлялась и, как струна, звенела после каждого соприкосновения с искусством. Этим обратила на себя внимание Кондратьева.
Захотела посетить выставку Вячеслава Сергеевича вторично и принесла по его просьбе свои рисунки. Один из наших старейших художников пригласил девочку к себе в гости.
Отец, присутствовавший при этом, был поражен тем контактом и взаимопониманием, которые возникли сразу между старым мастером и ребенком.
На прощание Кондратьев подарил маленькой художнице карманный этюдный набор акварельных красок «Малютка». Но девочка ими не пользовалась, берегла как драгоценную реликвию. Счастливая случайность – встреча с мастером – жила в душе маленького человека постоянным праздником.
...Маленькая художница любила читать. На полках в детской комнате можно увидеть книги Есенина, Бажова, Андерсена... На особом положении сборник молдавских сказок. Девочка нашла для себя интересный образ Иляны Косынзяны. Это имя повторено на излюбленном мольберте, носящем на себе, как промокашка, множество пятен от красок...
В тетрадке для работ по внеклассному чтению есть рисунок «Созвездие Большой Медведицы» и текст от руки: «Планеты – это холодные небесные тела». Девочка еще не раз вернется к теме Космоса. При этом поражает широта ее взглядов и беспокойство души за мир, окружающий ее детство, и тот! что существует, по ее предположениям, на других планетах.
Позже появится стихотворение «Далекая земля»:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Владимир Кириллин, заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, академик. Беседу ведет специальный корреспондент «Смены» Леонид Плешков