Так уж случилось, что в августе, на каникулах, я осталась в городе. По утрам ходила в городской парк – полюбоваться цветами. Там я часто встречала немолодого человека, удивительно располагающего к себе. Так я познакомилась с замечательным человеком – Анатолием Федоровичем Крашаницей.
Однажды мы подошли к клумбе, поражающей обилием красок. «Мои любимые – георгины», – сказал Анатолий Федорович. С них, с цветов, и начался наш разговор о жизни, о смысле подвига, о том, какой след человек должен оставить на земле.
Моему собеседнику – за семьдесят. Передо мной живая история...
Год его рождения – 1905-й. Год, когда началась трудовая, боевая, комсомольская и общественная работа, – 20-й. Быстро делаю нехитрые вычисления: ему было пятнадцать пет. Мне сейчас столько же.
Я часто слышу, что у человека должна оыть активная жизненная позиция. Спрашиваю Анатолия Федоровича, стоял ли перед ним этот вопрос в его пятнадцать.
– Нет, – улыбается Анатолий Федорович, – нам было не до теорий. Жизнь сама заставляла нас определять свою позицию.
Мой собеседник в комсомоле столько же лет, сколько лет самому комсомолу. В металле всех шести орденов комсомола есть частица и его труда.
В годы становления Советской власти на родной Харьковщине в труде и классовых боях определял Анатолий Федорович свою жизненную позицию – в них закалялся и обогащался опыт молодого комсомольского вожака. Именно этот опыт пригодился Анатолию Крашанице, когда его выдвинули на работу в обком комсомола, а затем в ЦК ЛКСМУ.
Есть еще одна грань жизни Анатолия Федоровича Крашаницы – его увлечение поэзией, литературой, журналистикой. Уже в первых его стихах звучала романтика революции, устремленность в будущее. Без колебаний, без сомнений, без всякой половинчатости. Он был организатором первого объединения комсомольских писателей на Украине, редактором газеты «Грядущая смена», журнала «Молодая кузница».
Да, счастливый случай свел меня с этим незаурядным человеком. Смотрю на него и не перестаю радоваться своей удаче. Ведь передо мной – один из первых комсомольцев, один из первых комсомольских поэтов и журналистов.
Цветы и поэзия в жизни всегда рядом! Ушел на пенсию ветеран комсомола и партии, и захотелось ему красоту жизни своего поколения выразить так, чтобы она стала зримой.
Цветы он любил всегда. Особенно георгины. Поздние их сорта, октябрьские, всегда напоминали ему дни молодости – день рождения нового государства, день рождения комсомола. Он создал восемьдесят новых сортов георгинов.
Мы идем к памятнику Николаю Кузнецову. У его подножия растут георгины сорта «Николай Кузнецов». Они необычные – алые, цвета знамени и цвета крови, и белые – цвета нежности.
– Как хорошо было бы посадить эти цветы на родине Николая Кузнецова, – думаю я вслух.
– Они уже растут там, – говорит Анатолий Федорович – Будешь в музее героя в Ровно, обрати внимание на фотографию дома в Зырянке...
Двадцать лет назад ровенчане впервые пришли на выставку цветов, организованную Анатолием Федоровичем Крашаницей. Сейчас такая выставка проводится ежегодно. Может, отчасти поэтому цветами одарили, буквально осыпали ветерана партии и комсомола в день пятидесятилетия его вступления в Коммунистическую партию.
Да, удивительное это поколение – первые комсомольцы. Я не сентиментальна, но в горле застревает комок, когда смотрю, как Анатолий. Федорович заботливо снимает засохший листок со «своего георгина».
Утром 29 октября, в день рождения комсомола, я приду в городской парк имени Шевченко, и дождусь Вас, Анатолий Федорович. Не может быть, чтобы Вы в этот день не пришли в парк, одетый в «багрец и золото». Я подойду к Вам с цветами и скажу... Но что же скажу? Как передать словами чувство восторга перед Вашим поколением, из которого вышли и Павка Корчагин, и Альберт Лапин, и Люсик Лисинова? Вы для меня история, но Вы и тот эталон, которым измеряет свою жизнь моя молодость, мое поколение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.