Детский дом – теплый дом

опубликовано в номере №1312, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Дорогие друзья!

В 16-м номере «Смены» за прошлый год мы открыли рубрику «Детский дом – теплый дом». Помочь детям, оставшимся без родителей, согреть их теплом и отеческой заботой – это в наших с вами силах. Первые публикации новой рубрики – напомним, что это были записки воспитателя Анатолия Захарова и проект детского городка, разработанный молодыми хабаровскими архитекторами, – вызвали заинтересованные читательские отклики. Публикуя вторую подборку материалов, посвященных проблемам детских домов, мы вновь призываем высказать свое мнение прежде всего тех, от кого зависит их решение: педагогов, работников министерств просвещения, органов народного образования, ученых. Приглашаем выступить на страницах журнал комсомольских работников, ведь именно комитеты ВЛКСМ должны занять самую активную позицию в шефстве над детскими домами и школами-интернатами. Надеемся на самое заинтересованное участие в общем деле и молодой творческой интеллигенции: художников, музыкантов, артистов. Обращаемся к тем, кто сегодня работает в детских домах, к бывшим воспитанникам детских домов, ко всем читателям: поделитесь с нами своими мыслями, предложениями по затронутым проблемам. Как сделать детский дом по-настоящему душевно теплым? – вот вопрос, волнующий нас всех.

Три письма на одну тему

Очень важный вопрос

Уважаемая редакция!

Прочитал в вашем журнале материал «Детский дом – теплый дом». Спасибо. Вы поднимаете общественно важный вопрос, и я тоже выскажу свое мнение, ибо детдомовская педагогика – та профессия, которой я отдал жизнь.

Берсеневский детский дом Солнечногорского района Московской области существует с 1919 года. До 1933 года дом именовался «Берсеневская детская земледельческая колония» и занимал усадьбу бывшего книгоиздателя И. Д. Сытина. Школа 2-й ступени была внутри детского дома, комплектовалась она учащимися 5 – 7-х классов. С 1933 года колония стала называться детским домом и просуществовала до 1941 года. В годы войны детский дом был эвакуирован в Курганскую область, а с 1944 года возобновил свою деятельность в старой усадьбе.

С 1969 года бывшие воспитанники детского дома один раз в год – в последнее воскресенье мая – приезжают на традиционную встречу. Вспоминают годы своего детства и сравнивают те годы с жизнью в сегодняшнем детском доме. У всех есть желание видеть сегодняшний детский дом лучше, краше, уютнее, ведь сейчас для этого и условия-то лучше, чем были раньше. Это мнение бывших воспитанников, возраст которых от 30 до 80 лет. Их мнения едины – детский дом целесообразней располагать в сельской местности! Там должна быть усадьба, на каждого ребенка определенное количество земли с указанием, что на ней должно расти и сколько должно быть птицы и животных. Возвращение к старой модели, какая существовала до 1939 года? Да.

Бывшие воспитанники с гордостью вспоминают, что с помощью взрослых воспитателей и рабочих научились выращивать на своем подсобном участке урожай овощей и фруктов, которого хватало на весь год. Хозяйство всегда имело в достатке молоко, мясо. И даже когда детдом был в эвакуации в Курганской области, там тоже ребятишки обеспечивали себя овощами на год, используя полученные навыки работы в сельском хозяйстве. Воспитанники вспоминают, как в период коллективизации они помогали только что созданному колхозу сеялками, жатками, как на протяжении восьми лет по решению райисполкома снабжали колхозные фермы улучшенной породой телят, свиней, лошадей, которых выращивали на своей усадьбе, снабжали соседние хозяйства и сортовыми семенами. Удивительно, что в сегодняшнем детдоме нет подсобного хозяйства. Ведь оно было для нас отличной трудовой школой.

Возвращаясь к публикациям «Смены», хочу сказать: да, в детдоме должны работать лишь те. кто любит детей. Но и условия, добавлю, у воспитателей детдома должны быть не заниженными в сравнении с условиями жизни и быта сельских учителей. Должны быть одинаковые льготы, одинаковые отпуск и зарплата. Ведь трудятся они ничуть не меньше, а порой даже больше, чем учителя общеобразовательных школ. Бывает, детдомовские воспитатели находятся с детьми все 24 часа.

В свое время опыт работы нашего детского дома использовал А. С. Макаренко, так как в системе трудового воспитания в нашем детдоме было много общего с теми методами, которые он применял у себя.

Заканчивая свое письмо, хочу отметить, что опыт работы Берсеневского детского дома сейчас обобщается, создается музей этого первого из сельских детских домов Московской области.

С. НАЧАЛОВ. пенсионер, ветеран войны,

бывший учитель и завуч Берсеневского

детского дома, проработавший в нем 36 лет

Энтузиасты, отзовитесь!

Наш детский дом стоит на красивой берегу Волги. Живут в нем девяносто маленьких хозяев, да не таких уж и маленьких – ребята с первого по десятый классы.

Родился наш дом в трудные годы войны, когда привезли в Углич детей из блокадного Ленинграда. У нас они встретили теплый прием и заботу. Теперь многие из бывших воспитанников сами имеют детей, но не забывают дом своего детства.

В последние годы, во многом благодаря шефам, значительно окрепла материально-техническая база детского дома. Ребятишкам в нем тепло, уютно, не скучно. Наши гости даже не верят, что все у нас делается руками самих воспитанников и их воспитателей.

Дети наши любят трудиться. Живя летом на даче, они помогают колхозу да и в своем доме помогают во всем старшим. Многие из воспитанников хорошо учатся, все любят читать. Вот только библиотека у нас маловата – всего две тысячи книг. Естественно, штатного библиотекаря нет. поэтому выдачей книг ведает библиотечная комиссия из ребят, а помогает им воспитатель. Воспитанники увлекаются спортом – у каждого, например, есть свои коньки. Большой популярностью пользуется шахматный кружок. Много желающих заниматься и в танцевальном, хоровом, юннатском, столярном кружках. Кстати, ведутся все они на общественных началах. По традиции старшие воспитанники заботливо шефствуют над младшими. Руководит жизнью детского дома детский совет. Недавно во всех отрядах прошли сборы на тему «Я и пятилетка», на которых ребятам вручены трудовые паспорта. Их воспитанники возьмут в самостоятельную жизнь. Некоторые даже присылают потом эти паспорта в детский дом, чтобы показать, чего они добились в жизни.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены