Ждем вашего отзыва, ваших книг, дорогие друзья!
«Творческая молодежь – воспитанникам детских домов» – так называлась новая Всесоюзная неделя, впервые проведенная в марте прошлого года по решению ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ЦК профсоюзов работников культуры и просвещения. А инициатором организации этой Недели стал Совет творческой молодежи ЦК ВЛКСМ.
Сейчас на дворе зима, но весенние каникулы не за горами. ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомы, обкомы комсомола и советы творческой молодежи на местах должны заранее подготовиться к проведению новой Недели – она ведь теперь традиционная.
Публикуя обзор того, что было сделано в минувшие каникулы, Совет творческой молодежи ЦК ВЛКСМ и редакция журнала «Смена» хотели бы подчеркнуть: пройдены только первые шаги, у этой благородной работы громадные возможности.
Их надо реализовать.
Итак: опыт, факты, примеры.
Ребята из детских домов, как никто другой, с малых лет испытывают дефицит общения и потому особенно нуждаются в расширении контактов с окружающим миром. А окружающий мир – это не только город или село, в котором ребенок живет, не только друзья-ровесники, это еще и взрослые. Дети тянутся к взрослым, потому что хотят сами побыстрее вырасти и обрести «взрослые» права. А еще потому, что взрослые много знают, много умеют, могут многому научить и ответить даже на самый-самый трудный вопрос. А вопросов у детей, как известно, миллион. Представьте теперь положение воспитателя детского дома или школы-интерната, у которого таких «почемучек» двадцать или тридцать. На все вопросы о жизни, литературе, кино, театре ему даже при большой эрудиции не ответить. Поэтому основная цель, которая ставилась перед Неделей, – подружить детей с теми взрослыми, которые смогли бы повести их в мир искусства.
Поэтесса Е. Григорьева, побывавшая в дни Недели в Брянской области, вспоминала после поездки: «Детям в детских домах необходимы встречи с поэтами. Надо видеть их глаза, когда они слушают стихи, чтобы понять это. У обычных детей этого общения со сказкой предостаточно. Им читают родители, они ходят в театры, на вечера поэзии. В детских домах мы редкие гости. «Вы первый поэт, приехавший к нам за последние девять лет!» – услышала я на одной из встреч. Так что мы нужны именно в детских домах».
Проводилась Неделя впервые, это и определило во многом ее экспериментальный характер. К участию в ней были привлечены лучшие молодые творческие силы. Дети очень ждали гостей, к их приезду везде готовились. Да и сами гости с волнением ожидали этой встречи.
Дни Недели стали не только праздником, но и днями напряженной работы. Например, в детском доме № 1 Новосибирской области состоялись: встреча с актерами Театра кукол, после которой детям были подарены книги, куклы: экскурсия на выставку художника Театра кукол А. Корытного: просмотр спектакля «Слоненок»: выступление учащихся театрального училища.
О других событиях Недели можно судить по отчетам и лаконичным телеграммам, поступившим в ЦК ВЛКСМ. Вот одна из них. «От воспитанников детского дома № 1 имени Крупской г. Намангана Узбекской ССР. Неделя прошла увлекательно. В ней приняли участие ансамбль скрипачей Наманганского государственного музыкального училища, вокально-инструментальный ансамбль «Наргиз» Института культуры и другие. Огромное впечатление на нас произвела выставка работ заслуженного деятеля искусств М. А. Аббасова, который подарил детдому репродукции своих картин. По поручению коллектива директор Ильяев».
Итак, одна из задач Недели – расширение контактов с людьми, познание нового. Еще один пример.
В Пермском краеведческом музее и художественной галерее ежедневно проводились бесплатные экскурсии, беседы. Кроме того, работники музея и галереи выезжали в детские дома с чтением лекций.
Но лекции, экскурсии – это, так сказать, пассивное накопление информации. Важно, что в ходе Недели обнаружилось и много активных форм освоения прекрасного, вовлечения ребят в творчество. В Акбулакском детском доме Оренбургской области работники областного отделения Союза художников РСФСР не только организовали выставку картин молодых художников, но и провели конкурс на лучший рисунок. Победители конкурса были премированы работами художников, посетивших детдом.
В Кемерове воспитанники интернатных учреждений приняли активное участие в городском слете книголюбов, выставках технического творчества.
Творческой молодежью Тбилисской государственной консерватории.
Академии художеств и театрального института имени Руставели в нескольких детских домах проведены конкурсы на лучший рисунок, лучшее исполнение песни и танца. Победители были награждены книгами, грампластинками, посетили Академию художеств, спектакли театра юного зрителя. Детский хор из чехословацкого города Оломоуца. побывавший в Грузии, выступил с концертами в Сурамском и Батумском детских домах.
В Глазовском детском доме воспитанники сами приняли участие в спектаклях «Дождик, дождик, пуще!», «Петя-петушок». Комсомольцы разучили с детьми потешки, песни, показали два кукольных спектакля. Для развития творческих способностей и навыков у детей в детских домах и школах-интернатах Удмуртии проведены конкурсы на лучший рисунок, лучшее исполнение песни и танца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
С инструктором ЦК ВЛКСМ Владимиром Дружининым беседует Сергей Попов, специальный корреспондент «Смены