Оскорбление

Сергей Попов| опубликовано в номере №1312, январь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

С инструктором ЦК ВЛКСМ Владимиром Дружининым беседует Сергей Попов, специальный корреспондент «Смены

(В защиту учителя)

Дом ее стоит на берегу пруда. Летом здесь ребятня купается, а зимой пруд становится катком. Пруд не очень большой, но глубокий, и Зинаида Петровна на всякий случай держит дома пару длинных багров и канат. Не один раз уже приходилось пускать их в дело: кто-то, не умея плавать, в воду лезет, кто-то прочность первого льда испытывает. Мимо пруда Зинаида Петровна обычно идет и на работу. Она учительница. Чуть не каждый прохожий с ней здоровается – и это понятно, ведь сейчас уже она учит детей тех, кому тридцать лет назад давала первые свои уроки. Педагог она сильный, это вам любой в Теплом скажет. Пять лет назад Зинаиде Петровне присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР», была она делегатом последнего Всесоюзного учительского съезда, многие годы руководила районным методобъединением математиков. А кроме званий и разных ответственных поручений, есть то, что всего дороже, – любовь учеников. Поэтому в ее доме ребята – частые гости.

Живет Зинаида Петровна в маленьком районном центре Тульской области. Каждый человек здесь на виду, учитель – тем более. Только никогда раньше Зинаиду Петровну это не тяготило, а даже радовало: все знали ее, и она знала всех. Не то что в большом городе, где провел учитель урок, вышел из школы и затерялся в толпе.

В город Зинаида Петровна и сейчас бы не поехала, но вот желание сделаться незаметной, затеряться в толпе в последнее время у нее возникает часто. На улице она теперь старается ни с кем не разговаривать. Ответит быстро на приветствие и проходит дальше... Дом – школа, школа – дом. И мысли, изматывающие душу, горькие мысли.

А началось все после той прекрасной поездки...

— Ребята, мы едем в Ленинград! – Зинаида Петровна вошла в класс, вся светясь от радости.

— Ура-а-а-а! – 6 «А» от восторга вскочил из-за парт и долго не мог успокоиться.

Она давно обещала им это путешествие, но достать путевки оказалось очень трудно. Обмануть ожидания ребят она не могла, не в ее это правилах. Зинаида Петровна совсем уж было опустила руки, когда пришла к ней мысль обратиться к Вячеславу Косареву, бывшему своему ученику, в то время секретарю обкома комсомола. Косарев помог ей с путевками. Оставалось собрать деньги, и Зинаида Петровна обратилась в профсоюзные комитеты организаций, где работали родители ее учеников. Там с удовольствием пошли навстречу, необходимые суммы выделили. Вместе с тремя сотнями рублей, заработанными самими ребятами, набралось более полутора тысяч. Родителям оставалось оплатить лишь дорогу.

По пути в Ленинград они сделали остановку в Москве. Бывший 6 «А» – теперь он был уже седьмым «А» – зачарованно стоял на Красной площади, закинув вверх головы, разглядывал кремлевские башни, ахал в метро, и Зинаида Петровна никак не могла вернуть своих туристов в действительность: «Ребята, да проснитесь вы! Мы же на поезд опоздаем...»

А в Ленинграде их ждали выставки, театры и... июньские белые ночи. Они валились от усталости, но бодро говорили, что не хотят спать, так им хотелось посмотреть развод мостов на Неве. Зинаида Петровна вглядывалась в восторженные лица ребят и уже не жалела, что рискнула одна поехать с классом в двадцать девять человек. 7 «А» был просто счастлив и, вернувшись домой, взахлеб рассказывал родителям о сказочном путешествии.

В прекрасном настроении была и Зинаида Петровна. На следующий день после возвращения из Ленинграда она уже работала вместе с ребятами на прополке свеклы, писала в районную газету статью о поездке, составляла финансовый отчет. А через три дня...

Через три дня, проходя по поселку, она впервые услышала: «Зинаида Петровна, а что это говорят, мол, деньги вы какие-то присвоили?» Зинаида

Петровна сразу не поняла сути оброненной фразы и, поразившись ее нелепости, спросила только: «Деньги? Какие деньги?» Сейчас она уже и не вспомнит, от кого первого услышала это дикое обвинение. Да это и не важно. Важно другое: сплетня, как бацилла, поползла по поселку.

Ах, какое удовольствие доставляет обывателю процесс передачи «сенсационной новости»! Обывателю нет дела до конкретного человека, ему важен неожиданный поворот «сюжета», он радуется самой мысли, что не только он один, все люди с червоточинкой и лишь с виду порядочны, а внутри мелки и корыстны. Ведь подозрение, что учительница, порядочность и честность которой в течение десятилетий не вызывали сомнений, вдруг взяла и присвоила общественные деньги, могло родиться только в голове злобствующего завистника. Порода обывателя, завистника имеет особенность: его хлебом не корми – дай поделиться своими подозрениями с другими, себе подобными. Против молвы нет защиты, у нее тысяча уст, ее нет, и она везде – это заметил еще Сократ. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, а механизм распространения сплетни остался все тот же: из уст в уста. Как и века назад, эта гидра прожорлива и ненасытна.

Зинаида Петровна вначале пробовала, было, не обращать внимания на слухи – мало ли кто и какую глупость нагородит. Оправдываться ей было не в чем, поскольку на все экскурсионные расходы она представила финансовые отчеты и в поселковый Совет, и в тульский «Спутник», и в те профкомы, что выделяли деньги. Но то в магазине, то на улице она натыкалась на один и тот же вопрос. Уже через несколько дней учительница была доведена до такого состояния, что не могла думать ни о чем, кроме одного: как доказать свою невиновность?

Мысль о защите от сплетни не давала ей покоя. Но выхода из создавшегося положения она не видела. Состояние это было настолько мучительным, что с сильным нервным расстройством Зинаида Петровна оказалась в районной больнице. И как раз в это время в газете появилась ее заметка «В городе на Неве». Говорилось в ней, в частности, и о том, что «часть денежных средств ребята заработали сами, а другую часть выделили для поездки организации и учреждения района». О том, что дорогу оплачивали родители, Зинаида Петровна упомянуть забыла. «Вот видите, – злорадно шептал некто, читая заметку, – деньги выделяли организации, а Ланина еще и с родителей гребанула. Куда она эти тыщи дела – пойди ищи. Присвоила денежки, тут и доказывать нечего. А вот если проверку организовать, интересно, как она крутиться будет?»

Почувствовав себя лучше, Зинаида Петровна вышла из больницы, но душевный покой уже не возвращался. Ей казалось, что все ее подозревают. Конечно, это было несправедливо, поскольку ни родители ее учеников, ни сами ребята не сомневались в честности учительницы.

– Вся ваша поездка – авантюра, я же вас предупреждал, что деньги нужно собирать прямым перечислением. Заварили кашу, сами ее и расхлебывайте, – сказал ей директор. Как «расхлебывать» – Зинаида Петровна не знала. «Не обращайте вы внимания на слухи, это же глупости. Будьте выше этого. Нельзя же идти на поводу у темных мещан!» – советовали коллеги. Но «стать выше» ей было трудно. Потому что вопрос касался ее чести, ее достоинства, авторитета учительницы. И тогда она решила обойти родителей своих учеников и собрать подписи. Теперь каждый вечер она ходила по квартирам, показывая финансовые отчеты о поездке и объясняя, на что потрачены экскурсионные рубли и копейки. Конечно, родители претензий к Зинаиде Петровне не имели и подтвердили правильность расходов. Так что через какое-то время сплетня исчезла б, наверное, так же, как и появилась, не случись происшествия, которое вызвало новую волну сплетен и слухов...

Произошло это в середине октября.

Здесь мы приведем выдержку из официального документа: «На уроке географии в 7 «А» классе, который вела учительница Поселенова Г. Д., ученик Сергей П. (фамилии учеников мы опускаем. – Авт.) оплевал четвероклассницу, присутствовавшую на уроке, – она ждала учительницу для дополнительных занятий. На предложение вытереть плевки и выйти из класса Сергей ответил отказом. Тогда для наведения порядка была приглашена классный руководитель Ланина 3. П. Разгневанная происшедшим, Ланина удалила из класса Сергея. Не проявив должной выдержки, Ланина 3. П. якобы ладонью руки несильно ударила Сашу П. (другого ученика, ответившего ей грубостью. – Авт.) и тоже удалила его из класса». (Из объяснительной записки заведующей роно.)

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены