Педагогическое задание на проектирование
Заводской детский дом предполагается реализовать как новый тип учебно-воспитательного учреждения, объединяющего в себе три начала: детский дом, школу и ПТУ.
Официальное наименование по типу: детский дом промышленного предприятия.
В этот детский дом приглашаются дети из детских домов области после окончания начальных классов школы.
Последующая учеба для всех без исключения: до окончания 11-го класса общеобразовательной школы с трехлетним (после 8-го класса) обязательным профессиональным образованием.
Два последних года учебы, соединяющие общеобразовательную подготовку с профессиональной, организуются на базе СПТУ предприятия, с ежедневным выездом учащихся в СПТУ и возвращением обратно. Первый год профессиональной подготовки организуется в специальных мастерских, находящихся на территории детского дома.
Детский дом нового типа следует спроектировать и построить, исходя из принципа, что это будет эталонный комплекс зданий и сооружений, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, несущий в себе черты обустроенности и теплоты родного дома. В доме будут расти и воспитываться 420 детей.
Каждая группа составляет 20 человек. Группа равна учебному классу. Каждой группе приданы два педагога-воспитателя.
Имеется в виду, что параллельно с 5-го по 11-й класс в доме существуют по три класса (3x20x7=420 учащихся).
Соотношение девочек и мальчиков равное. Спальные комнаты должны быть рассчитаны на 4 человека. Таким образом, каждый класс (группа) располагается в пяти комнатах. Желательно так спроектировать расположение каждых пяти комнат, чтобы между ними находился небольшой холл, где можно поговорить, почитать, написать письмо.
Каждая жилая комната должна быть в последующем оборудована как домашнее помещение и спроектирована с повышенной комфортностью. Имеет смысл так расположить спальные корпуса мальчиков и девочек, чтобы они напоминали сомкнутые крылья самолета, посреди которых находятся площадки для круглосуточных дежурств. Перпендикулярно пересекаясь со спальными корпусами, в месте площадок для дежурных к зданию должны примыкать: бокс для заболевших с несколькими кабинетами для врачей и медицинского персонала, кабинетами начальной диагностики, а с другой стороны — склад (точнее, резервное хранилище одежды).
Учебный комплекс должен отличаться от типового здания школы в лучшую сторону. Учебное здание, как и интернатская часть, должно быть невысокой этажности, но с увеличенной кубатурой помещений, работающих в основном по кабинетному принципу.
Имеет смысл, чтобы каждый класс (группа), кроме порядкового номера класса, носил имена замечательных людей нашего Отечества и в каждом классе — даже если он оформлен как кабинет — значительная стеновая плоскость оформлялась ребятами как стенд героя, именем которого назван класс.
Необходима пионерская комната. и помещение для комитета ВЛКСМ. Коридоры в учебном здании необходимо спроектировать повышенной ширины и высоты.
Между учебным зданием и спальными корпусами должен находиться обширный комплекс сооружений, в которых будет проходить вся внеклассная жизнь воспитанников.
Столовая на 250 мест. Предлагается, чтобы питание было организовано в две смены.
Спортивный зал.
Бассейн (5 дорожек х 25 метров).
Актовый зал на 500 мест, приспособленный для демонстрации кинофильмов и выездных театральных постановок. Актовый зал должен являть собой центр культурного комплекса, к которому примыкают рассчитанные на одновременные занятия 50 — 60 учеников следующие помещения: 1) театральная студия, 2) художественная студия, 3) салон для теле- и видеопросмотров, 4) зал для игральных автоматов. В состав культурного комплекса входит библиотека с читальным залом.
Спортзал и бассейн архитектурно должны смыкаться с открытым стадионом юношеского типа (укороченные дорожки, уменьшенное поле, трибуны простейшего типа).
Учебный, спальный, культурный и спортивный комплексы могут находиться на одной прямой или параболе, будучи соединенными в одно целое застекленными переходами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.