Десять лет

Ференц Коморник| опубликовано в номере №669, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Несколько недель тому назад жители небольшого венгерского городка Копошвара преподнесли подарки десятилетним ребятишкам.

Почему именно им, десятилетним? Да потому, что они родились в то время, когда советские солдаты уже освободили нашу Венгрию; потому, что они с самого начала своей жизни были гражданами нового мира, первыми представителями свободного поколения. Их день рождения совпал со временем рождения новой Венгрии.

... Тогда я был еще мальчиком, и многого происходившего я не понимал. Но уже хорошо знал, что нельзя вылезать из темного, набитого людьми бункера, потому что наверху рвались бомбы. Знал я и то, что бесцельно просить у матери еды: у нас не было ни крошки хлеба.

Однажды на рассвете, ускользнув от материнского надзора, я вылез из бункера и, крадучись, вышел за ворота. В предрассветном тумане среди руин домов я увидел мелькавшие фигуры солдат и услышал незнакомую речь.

Я кинулся обратно в бункер:

- Русские пришли!

Одна из женщин вскрикнула. В углу небритый мужчина сказал низким голосом:

- Наконец - то!

Этого человека я встретил на другой день с красной повязкой на руке.

Утром один русский солдат, спустившийся в бункер, с трудом объяснил нам, что если мы поможем подвезти телегу к нашим воротам, то нам раздадут хлеб. Помогать кинулись все. И действительно, вскоре нам роздали хлеб.

Взрослые, окружив моего отца, попросили его:

- Дядя Коморник, вы были в русском плену, знаете их язык, поблагодарите за хлеб.

Отец смущенно подошел к солдату и тихо пробормотал:

- Спасибо!

Это слово было первым словом из русского языка, которое я узнал.

... Шли годы. Действительность, окружавшая меня и моих сверстников, менялась чудесно. На нашей улице Иллатош на месте руин выросли большие светлые дома, гораздо красивее прежних. Разрушенные мосты через Дунай были восстановлены, но кроме них появился и новый, самый большой мост - имени Кошута, соединивший Буду и Пешт. Для пионеров у горы Чилеберц был построен специальный город с детской железной дорогой. Я сам работал кондуктором на этой дороге.

Будапешт, как и вся страна, хорошел на глазах. Все перемены в нашей жизни были так или иначе связаны с советскими людьми. Это они помогали строить мост Кошута, восстанавливать заводы Чепеля. Советскими машинами был оснащен новый текстильный комбинат в Сегейде. Синие московские троллейбусы побежали по улицам Будапешта.

Из газет и сообщений радио мы узнавали, что в стране построены новые заводы, фабрики, поселки, дворцы культуры, школы, больницы. В деревнях появились первые сельскохозяйственные кооперативы. Но в Венгрии не хватало своей стали, чугуна, железа. И тогда возле маленькой деревушки на берегу Дуная стал расти огромный металлургический комбинат - Сталинварош.

По призыву Союза трудящейся молодежи на стройку пришли молодые рабочие, крестьяне, студенты.

Старшеклассники из нашей гимназии тоже решили в дни каникул поехать туда. Поезд быстро домчал нас до места.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены