День на исходе тепла

Михаил Коптев| опубликовано в номере №1360, январь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Биография кировчанина Михаила Коптева не удивит какой-то особо яркой деталью: учеба в школе и Пермском государственном университете, первые трудовые уроки в это время – работает в совхозе, на стройке, телефонном заводе. Потом, уже с дипломом, – самостоятельная жизнь. В общем, все так, как может быть и у многих других людей, перешедших рубеж тридцати лет. Но вот в чем видится неординарность личности молодого писателя: он счастливый обладатель той неуловимой, порой чудесной, яркой краски жизни, которая наполняет его мироощущение особым светом духовности. И черпает ее молодой писатель из палитры родного края, он прикипел душой и сердцем к его людям, чутко вслушался в их язык, глубоко прочувствовал их мечты и будничные заботы. Поймем же, вслушаемся и мы с вами, читатели...

Ночью Наталье приснилось, что мама жива.

Ей всегда казалось, что мать жива, просто она надолго ушла куда-то, но однажды под вечер – непременно под вечер – вернется домой, будто и не уходила вовсе.

И вот мать вернулась. Наталья спешит насладиться ее присутствием. С приходом матери на душе стало светло и спокойно.

Мать стоит у ограды с горбушкой ярушника1 и поджидает корову Розку. Наталья сидит на завалинке, свесив босые ноги. Медленно двигаясь по деревне, стадо докатывается до их дома. Пестрая корова осторожно захватывает губами хлеб. Мать ласково похлопывает ее по шее.

Волна счастья окатывает Наталью. Как все хорошо! Это был тяжелый сон. что мать умерла, растворилась в вечности. Нет, она жива, она рядом. Как сильно будет Наталья любить и беречь ее! Ничего, ничего Наталье от жизни не надо, только бы мама была жива. Какое счастье, что смерть матери – только сон!

Наталья спит счастливой и счастливой просыпается. Но уходит сон, и приходит печаль.

Одиночество, необратимый уход матери – это не приснилось. Это есть, это правда, это навсегда. Ничего не поправишь. И Наталье горько.

За многие годы Наталья привыкла к одиночеству. Лишь иногда вспыхивала в ее душе обида на судьбу, которая заставила ее пережить и братьев, и мужа, и дочь. Но Наталья старалась погасить эту- боль, понимая, что с судьбой не поспоришь, тем более теперь, когда жизнь уже прожита.

Сколько лет ей, она и сама не знает. Сколько пережила, сколько всего перевидела, сколько чужих детей вынянчила – как все это сосчитаешь? Да и зачем? Она знает, что лет ей много.

В это утро ей становится особенно одиноко. Каждая вещь в избе напоминает ей об ушедших. Последней из них была старшая сестра, Анна. Девочкой ее отдали в город, в няньки, потом она устроилась на шубно-овчинный завод, а когда вышла на пенсию, вернулась в деревню. Жить вдвоем было и полегче и повеселей. Но вот уже несколько лет Наталья снова одна.

Рано утром к Наталье заходит попрощаться Женя, сын Настасьи Сенихи, с которым Наталья когда-то водилась2. Он одет в офицерский мундир, в руке – желтый кожаный чемодан, перетянутый ремнями.

Приезжая в отпуск, Евгений всегда навещает Наталью, приносит ситцевый платок или кулек конфет, и они каждый раз вспоминают, как Никита Антипович. встречая маленького Женю на улице, стращал: «Твоя Наталя черная, небаская3 ! Ее утром в село на машине утащили. В кузов бросили – только ноги сбрякали!» – А Женя, сдерживая слезы, кричал: «Наталя хорошая. Наталя белая, Наталя в бане мылась!» – и бежал к Наталье удостовериться, что никто никуда не увез ее.

– Отгостился. Женя? – ласково спрашивает Наталья.

– Да, тетя Наташа. Пора снова на службу.

– Ну, в добрый час! Приезжай на будущий-то год. В городе шум да хропот 4, а у нас никто не стукнет, не брякнет.

– Спасибо, тетя Наташа. Приеду, конечно, приеду. Тебе, может, лекарства какие прислать? Если что, ты скажи маме, она напишет – я вышлю.

– Да нет. Женя. Лекарства – это что... Одно лечат, другое калечат. Я уж без них как-нибудь. Вот кабы ты мне молодости привез...

Сидя у окна. Наталья долго смотрит вслед Евгению. В селе он сядет на автобус, через три часа, наглотавшись пыли, доберется до города, там возьмет билет на поезд и поедет дальше.

Летом в деревне немало приезжих – почти в каждом доме гости. Ближе к осени они начинают разъезжаться. Все хвалят деревню за чистый воздух и тишину, только говорят: отдыхать здесь лучше всякого курорта, – а вот всю жизнь прожить... И к холодам деревня пустеет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Клуб «Музыка с тобой»

Адриано Челентано: этюд в социальных тонах