Вот здесь кроется основная трудность объяснения со Щетининым всех, кто не участвует в его эксперименте. Ибо эксперимент предполагает не отдельные новации в рамках традиционной программы, а совершенно новую философию ЗНАНИЯ как процесса, как результата и как смысла жизни. Поэтому совершенно не случайно, а закономерно: хуже всех понимают Щетинина именно школьные работники.
Когда тридцать лет подряд бредешь с десятками своих классов, с сотнями детей по страницам одного и того же учебника, от параграфа к параграфу, от теоремы к теореме, от правила буравчика к законам Ньютона, — требуется серьезная перестройка сознания, чтобы воспринять процесс учебы не как усвоение параграфов, а как усвоение идей. И не просто механическое усвоение, и даже не просто понимание, а постижение, погружение в идею, самостоятельное создание ее модели.
В Азовской школе не употребляют слова «проходим». Говорят «погружаемся». Как дитя не проходит, а погружается в мир, постигает его не участками, не по клеточкам, а залпом, целиком, останавливаясь там, где ему интересно, так и ученик Щетинина ныряет в науку, двигаясь от общего к частному, а не наоборот. Вся физика, общий план: история, представления, борьба идей. Категории: время, скорость, масса, движение. Относительность. Эйнштейн. Космос. Космогония древних. Мифология, мифотворчество. Небесные тела и религия. Инквизиция. Галилей, Джордано Бруно. Категории нравственности и целесообразности в науке. Вращение Земли, тяготение, Ньютон. Свет, оптика. Корпускулярная и волновая теории. Квантовая механика, атом, ядро, энергия, материя. Законы диалектики. А следом идет погружение, например, в историю, когда законы диалектики уже известны и разговор о развитии жизни на Земле можно начинать не с классической обезьяны, взявшей палку, а на уровне космической идеи.
Взаимосвязь наук, ассоциативность и отсюда — творческая активность, самостоятельность мышления и неразрывно с этим — самостоятельность личности, то есть самоуправление, ответственность. Наряду с быстротой и напряженностью процесса познания — быстрое и напряженное становление личности.
Пленка: «Я никогда не выступал с программой «авторской школы». Если бы я выступал с такой идеей, я бы поставил себя в ложное положение. Потому что мы делаем ее сообща. Концепцию и образ нашей школы мы придумывали вместе — это совершенно честно. Иначе она не была бы принята как своя. В позапрошлом году взяли всех ребят, кто хотел принимать участие в структурировании, систематизации учебного материала. Чтобы вместо суммы параграфов была бы сущность, семя, из которого вырастает древо науки. Взять семена этого древа, которые разбросаны по всем учебникам, и свести воедино. Мы собрали все классы вместе и стали планировать. И вдруг обнаружилось, что прекрасно срабатывает разновозрастный отряд...»
Погружение в предмет занимает семь — девять дней. Затем следует другой предмет. Цикл, или период, — шесть недель. Следующий период — погружение на новом витке, возвращение к уже знакомому на более детальном уровне. Рабочая неделя — пять дней. После каждого периода — недельный перерыв. Оценок не выставляют. Уроков не задают. Учебников нет. Вместо классов — разновозрастные отряды. В школе две параллели: «два — пять» и «шесть — десять», что означает совместное обучение в одном отряде ребят в возрасте со второго по пятый класс и соответственно с шестого по десятый. Отряд (около двадцати человек) состоит из «экипажей», в каждом из которых — свой командир. Им может быть и самый младший. После каждого погружения — зачет, который наиболее
сильные (а необязательно старшие) члены экипажей принимают вместе с учителями или сами. Если третьеклассник, скажем, «перерастает» свою параллель по знаниям, сообразительности, по своему, так сказать, «коэффициенту интеллекта», его переводят в «шесть — десять».
Стоит ли говорить, какой восторг вызывает такая система у ребят и какое, мягко говоря, недоумение у взрослых! Писклявые шестиклассники вместе с дядями призывного возраста на одной парте? Да как это? Те уже Достоевского проходят, а эти только-только дроби осилили! И как это — неделю топтаться на одном предмете, а потом месяц к нему не возвращаться? Они же все перезабудут! И как это — свой своего экзаменует?
Пленка: «Говорят, что возведение в степень и извлечение корней невозможно для ученика до восьмого класса. А мне кажется, что ученику невозможно не дышать перспективой. Человек при ходьбе не смотрит под ноги, он смотрит вперед и корректирует свои движения. А в школе — только под ноги. Нужно постоянно перебрасывать взгляд в перспективу... Вы спрашивали, как я преподаю? Я не преподаю. Вот трое старшеклассников заходят в класс и говорят: крутили приемник и услышали «SOS». На корабле вышел из строя компьютер, на борту нет математика. Всем, кто нас слышит! Просим записать наши координаты. Необходимо систематизировать цифровые данные. Если систематизировано будет правильно, получится единица. Сообщите в порт Новороссийск по такому-то телефону. Мы с Виолеттой Сергеевной как бы в недоумении: вы что, ребята, у нас тут — вторые — пятые классы, а как надо считать! Но тут наши закричали: «Давайте, давайте попробуем!» И решили! Но тут я вижу сомнение. А может, с нами играют? Понарошку? А я сам уже начинаю верить. И тогда мы заказываем разговор с Новороссийском...
Как же они были счастливы! А потом спрашивают: а правда, это был начальник порта? Я говорю, ребята, а что лучше — чтоб чудо было или чтоб чуда не было? Ну так чего ж вы копаетесь?
...Все это время в классе присутствовал Дух Земли, который обращался к людям с просьбой о помощи: восстановить гармонию на Земле. Но для этого надо знать корень жизни. А корень жизни — это законы отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество. «И любая наука — если это наука о жизни, а не схоластика — должна строиться на этих трех законах», — говорит Дух. То есть я.
— Сидели в шкафу?
— Нет, за шкафом. Музыка такая фантастическая... В классе — одна Виолетта Сергеевна. И тут ворвались Баба Яга и Леший, схватили ее и унесли. Я завываю: учительницу еще можно спасти, если пройти пять испытаний! Задание — у пятого светильника. Сообразили, что это плафон. Нашли пакет заданий. Раздали. «Но помните, — вещает Дух, — все это — тайники злых сил. Если вы за девять минут не успеете решить (у нас девятиминутки, три минуты перерыв), то будете обнаружены злыми силами и похищены». Как решали! Четыре минуты — решено. А перед самым окончанием заскакивает Леший. Потом они за этим Пешим летели по всей станице, а он лохматый, собаки азовские с ума посходили...
Но злые силы так просто нас не оставили, заколдовали всех командиров. Те окаменели и, пятясь, вышли из класса. А Баба Яга оставила записку: «Если за три дня не решите все задачи, командиров потеряете». А нам важно было найти новых лидеров. Экстремальная ситуация. И появились новые командиры. Все было без меня и без учителей урок — неинтересен. Нужна жизнь. Проблема. За три дня надо было выполнить задание — пришли в субботу и в воскресенье. Девочка из четвертого класса справлялась с заданием седьмого. Потому что оказалось — это жизненно важно...»
В Азовской школе очень красиво. Стены коридоров и классов — как детская книжка с картинками. Буйная фантазия в десятки рук расписала всю коробку здания. Ребята ходят по этажам, руки по локоть в краске, творческие и озабоченные.
Я думаю, что если бы в этой школе, кроме такого «погружения», ничего бы не было, — уже стоило порадоваться за ее учеников, за огромную радость, выпавшую на их долю.
Но свежо в памяти, как растрепанная от слез мама в сползшем платке кричала в кабинете директора: «Не нужно нам ваше погружение! Светлана собирается в педагогический институт, ей русский сдавать, а она вместо сочинений и диктантов уже неделю как стенки мажет! У вас погружение в изо, а экзамены кто сдавать будет?»
Родители любят своих детей. И, намыкавшись, так не хочется, чтобы дочка повторяла твою тусклую, незаметную жизнь. Но так страшно, если пойдет своей дорогой! Мы за надежность, а надежность видим в привычном.
Подозрительно, что не готовят дома уроков. Подозрительно, что до вечера пропадают в школе. Подозрительно, что рисуют столько же, сколько решают задачи, а то и больше. Подозрительны песни-танцы. Все в этой школе подозрительно...
Первые шаги ребенка — это шаги гения. Куда же девается этот гений в школе?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.