Формула моего творчества — фантастическая реальность. Она складывается из двух полюсов человеческой жизни: с одной стороны, взгляд ребенка — наивный и чистый, с другой — видение человека, умудренного жизненным опытом. Именно на стыке этих двух полярных взглядов на жизнь, на искусство и складывается художник со своим «театром жизни».
Все мы — участники вселенского «театра жизни». А моя задача очень простая — оформить сцену «театра жизни», создать декорации, ввести в эту среду моих современников, разрушая стереотипы мышления, раздвигая временные исторические рамки, сохраняя при этом предметную (фигуративную) форму выражения — язык, который убедителен и доступен для всех.
Моя дорога жизни, как и у всех, состоит из чередования черных и белых полос, что принято называть «зеброй». И я себя чувствую «зебравром», идущим по этой дороге.
В 1968 году состоялась выставка, посвященная памятникам Отечества. Она стала для меня дебютом.
Каждый человек, семья, народ — это «древо жизни». Разрушая наши исторические корни (Храмы), мы разрушаем органичное единство прошлого, настоящего и будущего. Камни прошлого — это ступени лестницы, ведущей в будущее, говорил Николай Рерих. Прошло время разрушать Храмы, пришло время созидать Храм Отечества. Как не вспомнить тут еще и прочтение Николаем Рерихом трех ипостасей мудрости: первое — жить, второе — жить лучше и третье — быть лучше! Картина «Пловец» была показана в феврале 1986 года на выставке художников России «Памятники Отечества», посвященной 800-летию «Слова о полку Игореве». Пластически связав и одновременно противопоставив тему современную (зимний пейзаж бассейна «Москва» с вышкой для прыжков в воду) и отражение в воде «памяти народной» (тема опрокинутого Храма, которая перечеркнута дорожками для плавания, по центральной плывет «русскими саженками» Георгий По- бедоносец), я приглашаю зрителей к размышлению о сохранении нашей культуры, о бережном отношении к народному достоянию.
В то время, когда картина «Пловец» была показана на выставке, на экраны Москвы вышел фильм Т. Абуладзе «Покаяние», а чуть позже молодой ленинградский художник на выставке в Центральном Доме художника представил плакат, где из панорамы Москвы ножом вырезан храм Христа Спасителя, и он, выпадая за пределы плаката, оставляет в этой панораме черную дыру. А наверху текст: «Семь раз примерь, один раз отрежь!»
Конечно, это не случайно. Художники разных возрастов, различными образными средствами рассказывали о Храме: о добре и зле, об этике и нравственности человека, о душе и совести.
Картина «Пловец» в дальнейшем стала левой частью триптиха «Наследие», показанного на выставке «Тысячелетие русской культуры».
В 1982 году общественностью был поставлен вопрос о восстановлении в Москве Сухаревой башни, разобранной в 1934 году. И только в 86-м был объявлен конкурс. Состоялось обсуждение десяти проектов. Еще через год жюри и экспертная комиссия подвели итоги конкурса, раздали премии. И... тишина.
Проект, занявший первое место, превратился в прожект (необычный проект). Так и называется правая часть триптиха: «Прожект», где Сухарева башня перечеркнута лозунгом: «Граждане, храните памятники!».
В центральной части возникает фантастический полет «Троицы» Андрея Рублева на космическом корабле (церковь Вознесения в Коломенском) к планете Земля, к людям. Это мирный полет — Веры, Надежды, Любви.
«Быть или не быть»... Теперь это проблема не только отдельной личности. Экологический кризис, угроза ядерной катастрофы придали ей общечеловеческий смысл. Но что бы ни говорили, на мой взгляд, в центре этих проблем стоит человек. И все начинается с души человеческой.
Отсюда и обращение к именам деятелей культуры, науки, писателей и художников, вычеркнутых в свое время из нашей истории.
Картина «Возвращение Павла Флоренского» посвящена выдающемуся русскому мыслителю и ученому. Я много думал о жизни, о судьбе Флоренского, стремился понять его воззрения на мир и человека, постичь цельность его идеала. Однако сострадание этой великой жизни было, наверное, главным моим художническим чувством, и поэтому в верхней части «Возвращения Павла Флоренского» я написал Богоматерь Оранту, с глубочайшей внутренней скорбью взирающей на страдающего.
Множество горящих свечей внизу символизирует души безвинно уничтоженных «врагов народа», растоптанных птенцов соловецких чаек, разрушенные памятники культуры.
В 1937 году П. А. Флоренский писал в Соловках, что его поймут лет через 50.
А может быть, в вечных поисках истины и духовности сами пришли к нему?..
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.