Что значит работать по-новому

  • В закладки
  • Вставить в блог

— Какую продукцию выпускает завод? — спросили мы Андрея Замышляева, секретаря Калининского обкома ВЛКСМ, который в предварительном разговоре по телефону рекомендовал нам поехать именно на «Центросвар». — Если коротко, то...

Справка. «Центросвар» — первый и пока единственный в Советском Союзе завод, специализирующийся на выпуске базовых конструкций-станин машин, станков, оборудования и различных агрегатов — методом сварки. Продукция предприятия идет более чем в 60 городов страны. Завод входит в число крупнейших предприятий Калинина.

Из рассказа Сергея Леонтьевича Киселева, директора завода: Продукция у нас, если можно так сказать, самая прозаическая: мы ведем первичную переработку металла, делаем из проката основу будущих машин. В то же время завод помогает решать одну из серьезнейших проблем научно-технического прогресса, связанную с межотраслевой кооперацией. Машиностроение у нас очень дифференцированно — посчитайте-ка, сколько в хозяйстве страны машиностроительных ведомств... Это создает и немалые помехи, трудности — в условиях такой «ведомственности» порой трудно решать общие, магистральные вопросы развития машиностроения. Скажу больше: сегодня нужно не обычное развитие техники и науки, а — подчеркну это особо — ускоренное.

Наш завод взял на себя централизованный выпуск сварных конструкций, причем «обслуживаем» мы предприятия не только «своего» Минстанкопрома, но и других отраслей. Что это означает? То, что многие станкостроительные за воды, например, смогли свернуть у себя производство станина — а оно, как правило, велось в примитивных условиях, по несовершенной, расточительной технологии. Другой случай. Заводы, выпускающие электромоторы, обычно сами и отливали корпуса этих моторов — тоже в условиях старого, нетехнологичного производства. Теперь многие из них получают от нас готовые корпуса.

Каков эффект? Раньше машины основывались на литых конструкциях. Мы же работаем по более прогрессивной экономичной технологии — не отливаем, а свариваем конструкции. Это позволяет уменьшить вес машин, экономия металла составляет примерно треть по сравнению со старой технологией. Могу привести такой факт: когда мы начали поставлять сварные станины для московского завода «Красный пролетарий», его станки сразу стали легче на пятьсот — тысячу килограммов.

О заводских проблемах. Все необходимо делать на хорошей, современной технической базе, на основе механизации и автоматизации процессов. Наш завод молодой, первая его очередь пущена всего десять лет назад, предстоит строительство второй очереди. Хотелось бы оснастить ее новейшей техникой, а действующее производство реконструировать. Ибо, надо признать, в процессе строительства мы обрастали и недостатками...

Комсомольское собрание, на которое нас пригласили, состоялось после смены в пролете ремонтно-механического цеха. Есть, конечно, и красный уголок, а в корпусе заводоуправления — и просторный зал заседаний, но, посоветовавшись, комсомольцы решили, что атмосфера там слишком«официальная» и лучше собраться поближе к рабочим местам, в привычной для ребят обстановке. Кроме молодых ремонтников, сюда пришли и комсомольцы других цехов и отделов завода, главные специалисты. Причем представители заводской администрации не заняли, как это часто бывает, места в президиуме, а сели вместе со всеми в «зале». Не было ни пресловутого зеленого сукна, ни графина, ни колокольчика — этих внешних атрибутов зачастую формальных собраний. Тема предстоящего разговора касалась и волновала всех: как в новой пятилетке повысить роль молодых в решении задачи ускорения развития экономики, научно-технического прогресса? Наболевших, вопросов, по которым настала пора обменяться мнениями, хватало, а вот подобных совместных собраний молодежи смежных цехов прежде не проводилось.

— И зря, — заметил один из ребят, только что заглушивший свой станок и, как многие другие, пришедший прямо в рабочей спецовке. — Собрание еще не началось, а польза от него уже есть: светлее стало в цехе!..

И он кивнул на потолок, где сияли новенькие лампочки, ввернутые электриками по просьбе нашего фотокорреспондента взамен давно перегоревших.

Комсорг ремонтно-механического Евгений Харитонов едва ли не самый молодой инженер-наладчик в цехе, ему еще нет и двадцати пяти. Пришел сюда после окончания Калининского политехнического института.

Е. Харитонов: Верно заметил в «Смене» ленинградский бригадир Юрий Кортунов: «Несделанное сегодня — тормоз завтрашних дел». Вот и нам сейчас надо научиться работать по-новому. А что значит по-новому? Как это? Да так, как мы давно уже должны были работать, но не работали. И сегодня еще этому не научились. Тут дело не столько в нашей квалификации или опыте, а в умении рассматривать свое конкретное дело в масштабах всего производства, в масштабах завода в целом и, если хотите,— государства. Мы же подчас не видим, так сказать, дальше собственного цеха. Разобщенность — вот наш враг номер один. Особенно когда речь идет о цехах, которые должны бы работать в одной упряжке с нами. Имею в виду наш ремонтно-механический, инструментальный, электро- и энергоцеха. Свежий пример. Мы недавно устанавливали шестишпиндельный токарный автомат и неделю упрашивали электриков к нам подключиться. Только вмешательство главного механика и помогло. А ведь работать вместе нам приходится постоянно. Да, мы в разных цехах. Но комсомольская-то организация у нас одна, заводская. Тут мы, молодые, и должны показать пример ломки устаревших барьеров: общие задачи и выполнять сообща.

Мирослав Жуковский, старший мастер РМЦ, председатель заводского совета молодых специалистов: Замкнутость молодежи в своих цехах и отделах плохо сказывается и на развитии у нас рационализаторского движения. Приведу такие цифры. В прошлом году экономический эффект от рацпредложений по заводу составил 28,5 тысячи рублей, из них 16 тысяч приходится на наш цех. Больше половины. Могут сказать, что у нас-де сама работа заставляет искать какие-то новые решения, что-то усовершенствовать. Но я думаю, дело не в этом, а в том, что многие из нас не знают, какие на заводе в целом, даже в соседнем цехе, существуют проблемы. Да, у нас есть методички, есть темник рацпредложений на год и пятилетку, но ведь все наперед не учтешь. Нужна хорошая оперативная информированность... Надо организовывать регулярные встречи молодежи с главными специалистами завода, с нашим БРИЗом. Да и просто деловые контакты молодых специалистов разных цехов и отделов, более тесные, чем сейчас, были бы в высшей степени плодотворными. Пока у нас таких связей не хватает. Как председатель совета молодых специалистов считаю это в первую очередь своей серьезной недоработкой.

Е. Харитонов: Хорошо, когда та или иная проблема разрешима в рамках завода. А вот как быть с предприятиями-поставщиками, которые частенько тормозят нам дело? Вот, например, станок, который мы получили недавно с Одесского завода радиально-сверлильных станков имени В.И.Ленина. Современный, высокопроизводительный — ничего не скажешь, если бы работал. Но пришлось его с первого же дня поставить на ремонт: все подшипники в нем болтаются, а чертежи и схемы в паспорте не соответствуют самому станку. Больше года стоит на ремонте новенький трубообрезной станок-полуавтомат производства станкостроительного завода имени С.М.Кирова, что в Тбилиси. Дважды приезжали к нам оттуда специалисты, вчетверм почти месяц копались, но так и уехали, ничего не исправив.

Комментарий «Смены». Добавим от себя еще пример. В сборочно-сварочном цехе нам показали выпрямители для дуговой сварки типа ВД-502-2УЗ, также поступающие из Тбилиси. На ярко-оранжевой поверхности красуется Знак качества. Зато внутри половина деталей даже как следует не закреплена, многие провода по дороге «отпаялись», а другие припаяны хоть и прочно, но с нарушением схемы. Когда поступил первый такой выпрямитель, его по простоте душевной сразу включили в сеть. Он взорвался. Никто, правда, не пострадал, но теперь каждый новый аппарат здесь сперва разбирают «до винтика», а затем заново собирают. Вот вам и Знак качества! Впрочем, заставляет задуматься не только это. В Москве мы поинтересовались у работников «Мосэлектроподшипникснабсбыта» — посреднической организации между поставщиком и заказчиком — как подобные агрегаты вообще могут ими приниматься; и, к своему удивлению, узнали: ни одной рекламации на тбилисский выпрямитель из Калинина не поступало. Выходит, на «Центросваре» рады и такому? Дескать, ремонтники мы умелые, переделаем? Но ведь верно сказал в своей статье ленинградец Юрий Кортунов: исправление чужого брака — заслуга сомнительная. Не допускать, не терпеть его — вот что требуется. А для этого в первую очередь нужны жесткий входной контроль, тесные связи с поставщиками. Не будет и — и самые гневные «рекламации» на собраниях останутся пустым звуком.

Сергей Козырев, бригадир комсомольско-молодежной бригады резчиков заготовительного цеха: Работаю на линии плазменной резки металла «Кристалл» со дня ее пуска. Современная машина, но тем более огорчает, насколько в ней многое не продумано. «Смена» рассказывала, как на ленинградском «Пластполимере» мучились с линией УкрНИИпластмаша. Случай с нашим «Кристаллом» аналогичный. У нас наладчикам тоже пришлось смонтировать на линии много того, что не было предусмотрено заводом-изготовителем. Конечно, мы радовались, что работать на «Кристалле» все удобнее, но к тому времени, когда стало, можно сказать, совсем удобно, линия уже успела выработать свой ресурс. А если бы она с самого начала была такой, какой стала сегодня,— насколько производительнее мы бы все эти годы на ней работали!

Комментарий «Смены». После собрания мы поинтересовались: сообщил ли кто-нибудь на завод-изготовитель «Кристалла», в чем именно усовершенствовали линию наладчики «Центросвара». Оказалось, что нет. Короче, и тут обратная связь не сработала. А ведь подобная информация для машиностроителей была бы вовсе не бесполезной.

С. Козырев: Работаем на автоматах, а заготовки, материалы к ним подтаскиваем вручную. У нас на «Кристалле» львиная доля времени уходит на погрузку-разгрузку, а не непосредственно на резку металла. Все таскаем на руках! Сделали, правда, своими силами манипуляторы, но они пока плохо работают, несовершенны (все-таки мы не машиностроители!), часто выходят из строя... Серьезная проблема и с запчастями. Ведь как получается: приходит новая техника, а запчасти к ней поступают спустя года три. Изготовители, видимо, полагают, что раньше этого срока их детища из строя не выйдут. А они выходят, и значительно раньше! И стоят неделями, ожидая, пока станочники выточат ту или иную втулку, другую деталь. Стоят неделями вместо полутора-двух часов! Тут, как я понимаю, надо решать вопрос на уровне министерства: выпускается новая машина, так пусть параллельно идут и запчасти к ней.

Комментарий «Смены». Действительно, зачем современному предприятию полукустарное производство запчастей? При нас начальнику цеха В.А.Дмитриеву принесли чертеж бронзовой втулки. Руководству завода известно, что бронзы у Дмитриева нет. А втулка нужна, без нее оборудование работать не будет. Что ж, не достанут бронзы — сделают из чугуна, закрыв глаза на качество детали.

— Делать запчасти на специализированных предприятиях намного экономичней, дешевле,— говорил нам Дмитриев.— Нужна централизация в этом деле. Пожалуйста, мы, допустим, будем делать резиновые кольца хоть для всей отрасли. Но тогда производство втулок надо сосредоточить на другом заводе. Тогда можно установить производительное оборудование и выпускать детали большими сериями, что гораздо эффективней. А почему сейчас заводы не поставляют запчасти в нужном количестве? Им выгодней продать агрегат в сборе, чем разную дешевую мелочь. Они с большим удовольствием заплатят штраф за недопоставку. На мой взгляд, централизация и специализация совершенно необходимы.

Е.Харитонов: Дополню Сергея и в другом. Бывает, что и станок хорош, и работает как часы, а производительность труда на нем все же низка из-за обилия ручных вспомогательных операций. Пример — все наше кузнечно-прессовое оборудование. Ни на одном из прессов не предусмотрены приспособления для смены штампов. То же и с гильотинами: они только рубят лист, а подавать его приходится вручную. Думаю, настала пора считать такие станки не готовыми, а полуфабрикатами...

Андрей Банников, токарь РМЦ: Вот мы говорим об автоматизации и механизации производства, а не можем решить проблему с элементарными заготовками. Нужно, скажем, выточить болт. Для него требуется шестигранная заготовка, но у нас таких нет, точим из «кругляка». То есть все равно фрезеруем из него шестигранник, а потом уже делаем болт. Стружки при такой работе больше, чем продукции!.. Или возьмем смазку. Можно хоть сейчас пойти и убедиться: в половине токарных станков масла нет. Не потому, что кому-то лень залить, а потому, что столько его нашему цеху выделяют. В результате станки работают на износ.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На свидание с весной

Молодежная мода

Высокая Правота

Роман в стихах Алексея Платова: «В глубь времени»