Комментарий «Смены». Мы слушали и думали: что ни выступление, то тема для «Комсомольского прожектора». Ведь не все заводские проблемы вызваны внешними причинами. Хватает пока и собственной неорганизованности, нераспорядительности.
На последней отчетно-выборной комсомольской конференции бывший начальник штаба «КП» говорил очень актуальные слова:
— Основное направление деятельности «КП»— борьба за всемерное повышение производительности труда на основе внедрения новейшей техники, НОТ, прогрессивной технологии, максимального использования агрегатов, машин и механизмов, повышение качества продукции... Правда, рапортовал он уже после того, как было сказано, что работал «КП» слабо, бессистемно и пользы практически не принес... Называлась причина плохой работы: «Не вошли в тесный контакт с народными контролерами». Но уж тут-то, извините, кто мешал комсомольцам? Если из простых вещей делать проблемы, то, конечно, до больших дел не доберешься...
Николай Фетисов, наладчик сварочного оборудования: С прошлого года завод включился в крупномасштабный экономический эксперимент.
Реплика с места: А как вы его на себе почувствовали?
Н.Фетисов: Бьет бригаду по карману! Ведь как получается? Допустим, наш завод перевели на новые условия, а смежники по-прежнему поставляют металл в тоннаже, но нужной номенклатуры нет. И приходит одного металла столько, сколько нам сейчас не нужно, а другого, нужного позарез, не хватает. Но договор в тоннаже поставщик выполнил. И вот заготовительный цех делает заготовки, которые сейчас не требуются. А то и вообще сидят и полмесяца курят или занимаются чем-то другим. А план-то дается на месяц! И чтоб его выполнить, им потом приходится по двенадцать часов работать. Оборудование быстро изнашивается. Ему, станку, не объяснишь, что «так надо», что «план горит»...
Реплика с места: Сейчас много говорится о хозрасчете. У себя в бригаде вы думали над этим?
Н.Фетисов: Надо сначала все как следует рассчитать. Мало дать план, надо, чтобы было, из чего его делать. А так... Придите сегодня к нам в цех, я покажу бригады, которые занимаются совсем не своим делом: долбят ямы под фундаменты нового оборудования, таскают железки, а план-то все равно с них не снимут.
Комментарий «Смены». Бригадная форма труда, хозрасчет... С этими понятиями связывается немало надежд, в них видятся мощные рычаги повышения эффективности работы. Однако кому-то, наверное, представляется, что ввести эти рычаги в действие легко и просто стоит лишь издать соответствующее распоряжение.
Каждый год «Центросвару» (как, впрочем, и другим предприятиям) «спускается» задание: охватить бригадной формой труда такой-то процент работающих. Как вычисляется эта цифра? Достигнутый уровень плюс... А вот откуда берется «плюс», на заводе не знают. Полагают, что с потолка вышестоящих кабинетов.
— План «по охвату» толкает нас к формализму,— прямо сказал нам работник отдела труда и зарплаты В. Н. Григорьев.
А надо ли планировать «процент охвата», надо ли заводу отчитываться и по этому показателю? Особенно сейчас, в условиях расширения прав предприятий? Есть основные показатели по выпуску продукции, росту производительности труда и так далее — так неужели коллективу завода хуже видно, какими способами их выполнять? Ведь сам по себе «процент охвата» ровным счетом ничего не решает. И никому не нужен. Между прочим, заводские специалисты сами говорили нам, что бригадная норма труда перестала давать ожидаемый эффект. Уж не потому ли, что заводчане вынуждены гнаться за количеством бригад ради хорошей отчетности и меньше, чем требуется, заниматься их «качеством», то есть организацией труда, производства, инженерной и технологической подготовкой?..
Когда мы были на заводе, там ожидали и план «по охвату» бригад хозрасчетом. Но всерьез говорить пока можно лишь об «элементах хозрасчета» — такая распространилась обтекаемая формулировка. Хозрасчет предполагает учет всех производственных затрат. Может бригада, к примеру, вести учет расхода электроэнергии? Нет, потому что счетчик один на весь цех. И так по многим параметрам. Значит, прежде чем вести речь о хозрасчете, надо установить обоснованные нормы расхода сырья, материалов и обеспечить бригады средствами контроля и учета.
На заводе ведется сейчас немалая работа по развитию бригадных форм труда, хозрасчета. Министерские «указания», мягко говоря, не помогают этому делу.
Реплика с места: Но ведь в прошлом году завод план по договорам выполнил на все сто процентов.
Н.Фетисов: Завод в целом — да. А в цехах? Я знаю, что многие бригады у нас в цехе частенько не выполняли договора... Да, бывало, что одна бригада, у которой есть в этом месяце металл, перекрывала невыполнение договорных условий другой бригадой. В следующем месяце наоборот. Из-за этого сколько раз не выдавалось премий бригадам: не выполнили — и все тут!
Комментарий «Смены». Мы бы хотели еще раз обратить внимание и на такие слова Николая Фетисова: экономический эксперимент «бьет по карману». Небольшая деталь: только в одном месте — коридоре заводоуправления, куда молодые рабочие заходят нечасто, мы увидели стенд, на котором в общих чертах изложены основные положения эксперимента. Ясное дело, он направлен вовсе не на то, чтобы в чем-то ущемлять интересы заводчан. Но, быть может, в столь упрощенном понимании экономической перестройки виновна простая неосведомленность о ее сути, о требованиях, предъявляемых нынче к каждому работнику промышленности? Никто — от рабочего до директора — уже не может стоять в стороне от новых требований. Поэтому каждый на своем месте должен ясно и четко знать: что конкретно от него требуется? Как он лично может влиять на ритм работы — главное условие стопроцентного выполнения договорных обязательств? Довести эти знания до каждого человека — важнейшая задача заводских служб, подразделений. В том числе и комсомольской организации.
Е.Харитонов: Перестройка, которая происходит сейчас в нашем народном хозяйстве, ускорение его развития, как уже не раз говорилось, требуют в первую очередь перестройки в умах — ломки устаревших представлений. Одно из них — представление о вспомогательных службах как о второстепенных. Допускаю, что когда-то так оно и было, хотя не уверен. Но уж сегодня-то это явно ошибочное мнение. Профессией века именуют в последние годы профессию оператора, управляющего «умными» машинами. И неправильно! Потому что «до ума» эти машины доводят наладчики, а без квалифицированного ремонтника, без необходимого инструмента у него или тех же заготовок, станок будет стоять. Да и техника теперь такая, что для работы на ней требуется все меньше людей. Так что не оператор, а ремонтник и наладчик выступают сегодня на первый план. На любом производстве. А вот отношение к ним устарело. Потому и фигурируют эти профессии до сих пор в разряде, мягко говоря, не особенно престижных.
Отсюда и нехватка молодых квалифицированных кадров для вспомогательных служб, трудности с их пополнением. Ни одно из калининских профтехучилищ, насколько я знаю, не готовит слесарей-ремонтников, наладчиков. Вот и приходится обучать ребят этим профессиям прямо на заводе. А институты? Все современные станки оборудованы сложными гидравлическими системами, в то же время нет почти ни одного вуза, который бы готовил специалистов по гидравлике. Правильно ставит вопрос на страницах «Смены» молодой инженер Алексей Пешков из Павлодара: давно уже настала пора тщательно изучить, сколько и каких конкретно специалистов готовить для народного хозяйства, какие новые кафедры надо открывать в институтах. Не мы — само время этого требует.
Александр Кадочников, инженер-конструктор: Я окончил Калининский политехнический институт. Работаю на испытательном стенде. Должен сказать, что-то, чему нас учили, и то, с чем сталкиваемся мы в практической работе, очень отличается одно от другого. Практически все, как у Райкина: «Забудьте, чему вас учили в институте...» Приходится самим учиться на заводе как бы заново.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Часовое объединение «Янтарь»
Творческая педагогика
Роман в стихах Алексея Платова: «В глубь времени»