Ведет заседание «Круглого стола» член редколлегии, редактор отдела коммунистического воспитания Борис Данюшевский
«СМЕНА». Позвольте в начале нашего разговора привести несколько коротких выдержек из обильной читательской почты. «Порядочный человек тот, – пишет С. Бормотов из Черняховска, – в котором гармонично развито стремление жить, работать, думать современно, то есть в любых ситуациях поступать по совести». «Хорошо быть порядочным человеком, но трудно. Трудно, но надо. Иначе противно», – это из письма А. П. Шарниной из Казани. «Порядочность – понятие в общем-то относительное. Выучиться порядочности нельзя. Она должна быть заложена в человеке с рождения, от родителей. Порядочность, как порода, передается от поколения к поколению», – высказывает свое мнение ленинградец К. Новиков. Я мог бы и дальше цитировать наших читателей, и все их высказывания будут непохожи друг на друга, ибо у каждого из нас свой жизненный опыт. Но истина, как известно, одна. Давайте попытаемся коллективно ее сегодня отыскать. Или хотя бы по возможности приблизиться к ней...
Ю.НАГИБИН. Мне пришла вот какая мысль: порядочность – это не та яркая, сильная, отчетливая добродетель, к которой следовало бы призывать цивилизованное человеческое общество. Порядочность – это то изначальное, фоновое, что ли, понятие, смысл которого в том, что, каким бы ты ни был дальше, порядочным ты должен быть с самого появления на свет. Мы с вами испытываем наслаждение от труда, который соответствует нашей душе, от спорта, от природы, но особенно от человека, от тех прекрасных чувств, которые нам дают любовь, дружба, неясность, снисхождение к малым в этом мире. Но что такое воздух, мы понимаем только тогда, когда его нет. Когда мы его лишены, когда затруднено наше дыхание. Так и порядочность обнаруживает себя только тогда, когда ее нет.
В какой-то мере «человек» и «порядочный человек» – эти слова должны быть синонимами. Потому что порядочность – это нечто основополагающее.
Нам, к примеру, в голову не придет сказать, что вот этот человек очень хороший, потому что он не убивает, а этот – очень милый, потому что не ворует, а другой – замечательный, потому что не доносит, не предает товарищей. Достоинством считаются некие положительные, в нравственном смысле созидательные, активные добродетели. Такие. как. скажем, доброта, способность поступиться своим ради другого, способность пожертвовать собой ради высокого дела. Не струсить перед врагом и не струсить перед вышестоящим начальником, человеком, от которого зависит твое материальное и душевное благополучие. Отстаивать свое мнение, уметь, наконец, признать свою неправоту – это тоже высокие человеческие свойства. А вот тупо стоять на своем, когда ты неправ, – это уже не мужество, а скорее всего оборотная сторона душевной трусости, косности.
Видите, это все не те человеческие свойства, о которых надо дискутировать. Ибо они основополагающи. Вот и получается: чтобы действительно жить в каком-то нормальном душевном, этическом комфорте, необходимо иметь дело с порядочными людьми. Или с приличными – так тоже говорят, это синонимы. То есть людьми, не совершающими отчетливо дурных, низких, мелких поступков, руководствующимися простым правилом: я поступаю в отношении другого человека так, как я хотел бы, чтобы он поступал в отношении меня. Вот, по-моему, что лежит в основе порядочности.
В. КОМИССАРЖЕВСКИЙ. Действительно, когда мы сегодня говорим «порядочный человек», то как бы и не задумываемся над смыслом этого определения. Нам кажется, что оно понятно само собой. Как всем понятно, что чужие письма читать нельзя. Объяснения по этому поводу могли бы занять десятки томов, но мы и без них знаем, что чужие письма читать нельзя, и все. Мы как будто душевно ощущаем, что такое порядочный человек... Но давайте все же попробуем перечислить некие параметры этого понятия. Ну, это человек, который не делает подлостей другим. Не врет, не предает друга, скромен, обладает даром понимания чужого горя... Казалось бы, что же еще? Мы перечисляем все это и говорим: порядочный человек.
И все же, когда я задумался над этим, я понял, что одно это все-таки до конца не определяет для меня человеческую порядочность. Что я имею в виду?
Давайте вспомним Дон Кихота. Достоевский писал, что если бы вдруг настал страшный суд и судили бы человечество, то. оно в свое оправдание могло бы привести только одну эту книгу. И было бы оправдано. Потому что Дон Кихот один бросается с копьем наперевес против зла, не боясь быть смешным, зная, какой урон ему могут принести все его сумасбродные фантазии.
Когда-то давно мы с поэтом Давидом Самойловым написали пьесу о лейтенанте Шмидте и, естественно, глубоко погрузились в духовный, нравственный мир этого замечательного человека. Когда к нему пришла делегация матросов с просьбой возглавить восстание на крейсере «Очаков», Шмидт как профессиональный, опытный моряк совершенно точно знал, что восстание обречено на поражение. И вместе с тем он согласился и. пошел на верную смерть, ибо считал непорядочным оставить матросов без командира революционной эскадры. Вы понимаете, к чему я все это говорю? Я хочу сказать, что для меня порядочный человек – это не просто человек, не делающий подлости, а человек, совершающий поступок против подлости.
К. МИЗИАНО. Ваши примеры с Дон Кихотом и Шмидтом, Виктор Григорьевич, очень убедительны. Действительно, порядочный человек – это тот, который всегда готов пожертвовать личными интересами ради других, и прежде всего ради большой и высокой цели. Причем если человек способен на это в большом деле, он будет способеаи в маленьком...
«СМЕНА». Каролина Франческовна, прежде чем вы продолжите нашу беседу, я хотел бы представить вас нашим читателям. Потому что им, безусловно, будет интересно узнать, что вы дочь Франческо Мизиано – одного из основателей Итальянской компартии, соратника Антонио Грамши. В конце 1921 года, когда Мизиано стал мишенью фашистских нападок и даже покушений, он по решению ЦК партии вынужден был эмигрировать сначала в Германию, а затем, став руководителем Международной организации помощи рабочим, приехал вместе с семьей в СССР. Здесь его дочь окончила школу, университет, поступила в аспирантуру, стала ученым, преподавала в МГУ, а сейчас работает в Институте всеобщей истории АН СССР.
К. МИЗИАНО. В жизни каждого из нас есть какие-то рубежи, где ты можешь себя проверить, причем не обязательно в большом, а чаще в малом деле. Иногда .такое испытание случается уже в детстве, когда надо защитить сидящего рядом с тобой на парте товарища, которого обижает более сильный, или оправдать его перед учителем. Не думай о том, понравится это учителю или нет, выскажись, определи свою линию. И тогда тебе будет легче определить свою позицию в гораздо более сложных ситуациях и испытаниях. Для меня, например, таким первым испытанием стала гражданская война в Испании. Я была комсомолкой и сразу поняла, что должка ехать в Испанию. Но я не смогла. Отец в это время был уже смертельно болен, и его смерть на год отодвинула меня от этих событий. Уже было поздно. И все же я обратилась за содействием к Тольятти, и он, улыбаясь, спросил у моей матери, которой я послала письмо: «А она умеет обращаться с пулеметом?» Мама ему испуганно ответила: «По-моему, нет». И Тольятти ей сказал: «Нам еще понадобятся борцы».
Вот, мне кажется, первое качество порядочного человека – выбор пути. Он дается нелегко и не является результатом одних только личных свойств. Это воспитывается. Бороться за идею, за правое дело – этому научили меня родители. Это первое, что я впитала в себя. Поэтому и стремление обязательно отправиться в Испанию было естественным движением души и сердца.
В. АКСЕНОВ. Вы сейчас говорите о том, что впитали в себя с молоком матери. Хочу добавить, что с возрастом человек сам уже начинает формировать свои понятия о жизни более серьезно, глубоко. Процесс воспитания – процесс непрерывный. Вопрос только в том, как и что воспитывать. Мне кажется, что очень важно воспитать понятие стержня. Стержень в жизни должен быть у каждого человека. Все остальное как бы выходит из этого стержня или крепится на нем. Жизнь человека не всегда идет гладко. Бывают моменты, когда человек теряется, оступается, но вот потерять что-то в себе из этого стержня нельзя.
Нельзя не думать человеку о своем месте в обществе. Человек – существо общественное, и потому так важно каждому определить собственную роль в жизни своего поколения. А поскольку каждое поколение отвечает за свои дела, то в этой ответственности поколения у человека должна быть и своя ответственность. Человек наделен способностью обобщать, оценивать события, делать из них выводы: – личные и общественные, вести свою линию и уметь объяснить свою позицию другим. Вот это и есть стержень. И уж те качества, которые составляют стержень твоей личности, терять нельзя.
«СМЕНА». То, о чем мы с вами сейчас говорим, вещи в общем-то простые и самоочевидные. Но почёму-то они последнее время заставляют нас так часто о себе говорить и думать...
Ю. НАГИБИН. Потому что нам хочется, чтобы эти изначальные простейшие добродетели стали общераспространенными, чтобы все люди ими овладели. Причин тому много. Это колоссальные революционные, социальные и прочие сдвиги, которые произошли в мире. Страшная, нечеловеческая война и потоки крови, которые залили землю с сентября 1939 года и по 1945 год и продолжают литься сейчас. В мире, говорят, был только один день, когда нигде никого не убивали. Блоковское «И вечный бой, покой нам только снится» в наши дни приобрело. совершенно очевидный характер. Человечество, знающее, казалось бы, всему цену, понесшее такие неимоверные потери, узнавшее кошмар фашизма, взрывы страшных атомных бомб, которые уничтожили население двух больших японских городов, прекрасно представляющее, что такое взрыв современной термоядерной бомбы, продолжает без конца держать мир на грани окончательной катастрофы. Все время льется кровь, все время творится насилие, все время люди не могут договориться друг с другом. Порядочности, видимо, не хватает не только в душе отдельного человека, но и вообще во всем огромном хозяйстве нашего земного шара. Нарушаются договоры и соглашения, взятки теперь дают не отдельные люди, какие-то там жалкие чиновники – миллионные взятки даются могучими компаниями и фирмами премьерам и министрам...
В. РУДНЕВ. Да, самые простые нормы нравственности и справедливости, которые отживающее свой век капиталистическое общество уродует и бесстыдно попирает, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными людьми, так и в отношениях между народами. Ибо наша, коммунистическая мораль включает в себя основные общечеловеческие моральные нормы, которые вырабатывались народом на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками. Поскольку сегодня неизмеримо возросла роль именно нравственных начал в жизни общества, нас и занимает такой вопрос, как порядочность отдельного человека. Ведь если бы каждый человек придерживался определенных, совершенно несложных моральных правил, то есть был бы порядочным, то, очевидно, не было бы и всего того зла, о котором мы говорили.
В. АКСЕНОВ. Это правильное замечание. Но мне кажется, что очень многие люди слишком легко и просто смотрят на любые проявления непорядочности, в том числе и словесные. Я вообще заметил, что порядочный человек, как правило, невоинствующий. Разумеется, он восстанет против явного хулиганского поступка. Но если этот поступок лежит где-то на грани отсутствия культуры, то тут он бойцом себя не проявит. А вот бескультурный человек проявляет себя часто. Уж он-то воинствующий всегда. Для доказательства приведу такой пример. В доме отдыха в общем большом зале сидят люди – читают, играют в шахматы, слушают тихо льющуюся из репродуктора музыку. Вдруг приходят молодые ребята и начинают для вечера настраивать музыкальные инструменты. Они не замечают, что вокруг люди отдыхают. И никто из отдыхающих не подойдет к ним и не скажет, чтобы они не нарушали покой и тишину. Потому что знают, что в ответ могут получить грубость или просто встретят непонимание. А непонимание элементарного или, скажем так, истины тоже воспринимается плохо и расстраивает порядочного человека. Он на собственном опыте знает, что вмешательство повлечет за собой испорченное настроение, и потому сидит и терпит. Вот откуда невоинствующие люди.
В. КОМИССАРЖЕВСКИЙ. Я бы назвал позицию таких людей «пассивной порядочностью». Такие люди говорят о себе: «Я никогда не вру, я порядочный человек». Ну что ж, очень хорошо, что ты не врешь. «Я верен жене». Ну что ж, тоже хорошо. «Я не обижаю слабого». Прекрасно. Но этот же человек смолчит тогда – я вспоминаю письмо учительницы Анны М. из Ленинграда, с которого, собственно, и началась в « Смене» эта дискуссия, – когда и совесть и обстоятельства требуют, чтобы ты говорил, чтобы активно вмешался в ситуацию. Если он этого не делает, значит, он вещь в себе, и мне такой человек не нравится. А нравится мне тот человек, который выступает против подлости, против зла, против всякого тартюфства, зная, что это может причинить ему какой-то урон, может повлиять на его положение, принести вполне определенные сложности в жизни. Вот этот человек для меня порядочный.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.