Однако, спустившись с философских высот на землю, мы увидим, что категория порядочности все-таки больше принадлежит быту, повседневности. И потому сегодня, вне сомнения, она должна быть главной заботой всех нас, а в отношении к малым мира сего, то есть к детям, это особенно важно. Нельзя быть самим непорядочными, а воспитывать порядочных людей. Для подтверждения этого тезиса хочу вспомнить фильм «Чудовище», состоящий из десяти новелл, в котором играли замечательные итальянские актеры Уго Тоньяцци и Витторио Гасман. Смысл одной новеллы такой: отец – обычный итальянец, у которого растет сын. Этот итальянец начисто лишен того качества, о котором мы сегодня с вами столько говорим. Он ведет своего мальчика в зоопарк. Огромная очередь у кассы, и вдруг мальчик видит, как его отец подбирает в рукав руку, как-то очень смешно кривит ногу, поднимает воротник и, изображая инвалида, искалеченного войной, без очереди получает два билета. Затем мальчик пропускает занятия в школе, и отец достает справку у своей любовницы-врачихи, что мальчик болен и, не очень маскируясь, целует ее. Потом он идет в школу к сыну, потому что тот плохо учится, и, обольщая молоденькую учительницу, добивается, что ему ставят хорошую отметку. Отец совершает еще целый ряд не преступных, как вы видите, а именно непорядочных поступков. Проходят годы, и вот в газете появляется сообщение: сын убил отца. Тот самый мальчишка, чтобы получить деньги, прихлопнул своего папу. Кто же виноват, что он стал убийцей? Это гротескная ситуация, но тем не менее она показывает, как серия мелких непорядочных поступков приводит в конечном счете человека – не отца, нет, он так никого и не убил, – а его сына к преступлению. Вот предупреждение: вы сеете ветер – пожнете бурю. Вы воспитываете в детях соглашательство, моральную уверенность в том, что можно надуть кого хочешь, можно пройти без очереди, можно представиться инвалидом, хотя сам не участвовал в войне, можно обольстить, если это тебе надо для твоих мелких целей, а в маленькой душе все это идет крещендо и превращается в преступное начало. Очень мудрый фильм, показывающий, как нарушенный, пусть даже очень небольшой, моральный устой может вылиться в нравственную катастрофу. Начинается это с малой непорядочности, с малого нарушения правил общежития, а превращается в преступление, в чудовищный поступок. Это как снежинка, которая начала скользить по склону горы, превратилась в страшную снеговую бомбу, которая ведет к гибели и уничтожению.
Вообще, говоря о нравственности и морали, мы так часто любим заноситься в какие-то горние выси духа, что забываем подчас про самые простые, бытовые, как будто бы само собой разумеющиеся моральные начала. А они-то как раз самое главное, с них все и начинается. Все хорошее и все дурное. Так будем же помнить об этих моральных началах в каждую минуту нашего бытия: на работе и в булочной, в метро и дома, в общении с близкими и незнакомыми людьми.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.