Что у тебя на душе

Павел Емелин| опубликовано в номере №1339, март 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– До восемнадцати лет меня все равно на машину не посадят, а так еще одну специальность приобрету.

До начала дискотеки оставалось больше часа. Антон рассказал о своих неладах с отцом, о том, как тот постоянно наставляет его на « путь истинный ». И действует не только словом. Одно время Антон даже не ночевал дома. И теперь он в станице ненадолго – будет жить в Краснодаре.

Спросил я Антона, считает ли он себя верующим. И сразу озорной огонек в его глазах потух. Говорил он уже другим тоном, не столь уверенным:

– Молиться я перестал. Какой в этом смысл? Непонятно только, откуда все вот это, – Антон взглядом обвел темнеющую улицу, на которой уже зажглись огни, – если бога нет?..

Непростой вопрос мучит Антона. Задумываясь над ним, иные люди, более искушенные в теории религии, приходят к мысли о существовании некоего высшего разумного начала. Там, где атеизм не сказал веского слова, религия незамедлительно предлагает свой универсальный ответ.

Понимание Антоном различных вещей пока недалеко ушло от религиозного, привычного ему с детства. О безверии Антон судит еще с позиции верующего. И все-таки он уже союзник атеистов. Доводы логики доходят до его сознания. Верующий же отвергает их с порога. «Верую, ибо нелепо-», – гласит тезис одного из столпов христианства. Но Антону скрыты еще многие стороны атеизма. И потому так необходимы и важны для него внимательное, заинтересованное отношение воспитателей, их убеждающее слово.

Комсорг школы № 3 – в станице четыре средние школы – десятиклассница Света Бфанова, хрупкая, тихая, с косой до пояса, считает, что главное для их комсомольской организации – наладить товарищеские взаимоотношения в каждом классе. Чтобы не было обиженных, обделенных вниманием и заботой.

– Есть у нас шутники, которые запросто могут осмеять человека, – рассказывает Света. – Это отталкивает не только верующего. Говоришь им – не понимают. А беседовать с верующим о его взглядах очень трудно, – признается комсорг. – Однажды я подошла к одной девочке, она меня и слушать не захотела.

– Трудно, когда такие беседы затеваются с бухты-барахты, – поясняет ясноглазая Люда Голубничая, комсорг девятого «б». – Ведь не каждому же откроешь, что у тебя на душе, а другу можно. В нашем классе учился брат Антона. Мы с ним в школу вместе ходили. Кое-что он мне о вере рассказывал... И ребятам, с кем дружил.

Правы комсомольские активисты: атеистическое воспитание начинается с воспитанности самих атеистов, их культуры, умения, говоря словами Сухомлинского, чувствовать человека.

Многое в школе сближает ребят – учеба, труд на колхозном поле, интересные диспуты, экскурсии... Все это «работает» на атеизм. Но, что скрывать, есть и такие случаи, когда религиозных ребятишек – чаще в младших классах – дразнят обидными кличками. В старших же классах, если иногда стихийно и возникают споры, то вместо серьезных, убедительных доводов, показывающих несостоятельность религии, слышатся насмешки над верой и ее приверженцами.

Насмешка, обидное слово отталкивают религиозных людей, закрепляют их предубежденность против атеистической пропаганды. С малых лет у верующего вырабатывается привычка отметать «богохульные» речи, мысленно обращаясь за помощью ко «всевышнему». Станичные педагоги рассказывали, что некоторые ребята из семей верующих просто-напросто затыкают уши, когда в классе начинается беседа на атеистические темы. Иные, не вступая в полемику, так сказать, провозглашают религиозную точку зрения. Такое «благовестив» засчитывается верующему в «актив». Например, Евдокия Семеновна Чабар помнит, как на ее уроке биологии шестиклассница, перебивая учительницу, выкрикивала: «Неправда, человека создал бог». Евдокия Семеновна хотела поспорить с ученицей, но та просто закрыла уши и не стала слушать ее доводов.

И все же сдвиги видны. Учителя помнят, что каких-нибудь лет десять назад сектанты запрещали своим детям участвовать в праздничных демонстрациях. Саша, например, о котором уже рассказывалось, в майский праздник пас гусей, а потом, чуть не плача, говорил учительнице: «Думаете, мне этого хотелось?» И Антон вплоть до десятого класса не ходил на праздничные шествия. А в десятом не просто пошел, а сидел за рулем красочно оформленной машины. Такая честь была оказана ему как лучшему ученику по автоделу.

Вот еще отрадный факт: многие ребята, порвав с религией, вступают в комсомол. Однако и здесь есть о чем подумать. Иные воспитатели и комсомольские активисты всю работу с религиозным или колеблющимся молодым человеком к тому и сводят, чтобы «уговорить» вступить в комсомол. То есть начинают с того, что является итогом долгого, нелегкого воспитания и самовоспитания. Хотя ведь ясно, что сам факт вступления в комсомол не «перековывает», не освобождает человека от религиозных предрассудков. Как показывают исследования, большинство бывших верующих переходят от веры к безверию в течение трех – пяти лет, а то и более.

В жизни каждого верующего подростка обязательно есть момент, когда он начинает «переоценку ценностей». Где истина? В том, что внушают родите-. ли, или в том, чему учат в школе? Эти вопросы волнуют, будоражат юную душу и ум. Какой будет ответ на них, часто зависит от того, кто окажется рядом с подростком в этот критический момент.

…До некоторых пор Петр Дубовец принимал порядок, заведенный в их доме, как должное. Молитва перед едой, молитва на ночь. Вставая из-за стола, надо было обязательно сказать: «Спасибо богу и вам».

Но вот однажды к ним в гости приехал дядя Леша, брат отца. Петр хорошо помнит, с каким недоумением посмотрел на него дядя Лепта, когда он, пообедав, сказал привычную фразу. «Что это, Иван?» – спросил дядя Леша отца, но тот быстро и неумело перевел разговор на другое.

Пустячный, казалось бы, эпизод заронил сомнение в мальчишескую душу. «Выходит, не все так живут, как мы?» – думал Петя.

С того дня он стал внимательнее присматриваться к семейной обстановке, в которой живут его школьные друзья. Интересно ведь, как они обходятся без молитв, без наставлений старших «братьев».

Все служило поводом для раздумий. Идут утром в школу с Санькой, тот спрашивает:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены