– Смотрел вчера кино по телеку?
– У нас же нет телевизора, – с досадой напомнил приятелю Петя.
– А-а, – протянул Санька и тут же с захлебом начал пересказывать содержание фильма.
«Как же так, – думал Петя, – Санька и его родители живут обычной, грешной жизнью, но жить-то им интереснее? Все-то их волнует, обо всем у них свое мнение». А его родители любую новость принимают с равнодушной покорностью: на все воля божья…
Был поздний вечер. Петя и его младший братишка Володька уже лежали в кровати. Слышат, собираются в доме, значит, сейчас опять начнут... Вот и одноглазый пришел. Его Петя побаивался. Во время молитвы тот иногда начинал бормотать что-то несвязное, а все внимали ему как пророку.
Мать подошла к сыновьям. «А вы что же, люди ждут». «Не пойду я», – твердо сказал Петя. Володя тоже не шелохнулся, он был на стороне старшего брата.
Тогда подошел одноглазый.
– Почему не встаете? – спросил он сурово.
– Не хочу, – дерзко, откуда только смелость взялась, ответил Петя.
– А божья кара тебя не страшит?
– Нет никакой кары, и бога вашего нет. Молитесь вы в пустоту, – выпалил Петя с отчаянием.
– Несчастный! Ведаешь ли, что говоришь?
Одноглазый удалился. Больше к мальчикам никто не подходил. Собравшиеся начали петь псалмы. И потом, в другие дни, когда приходили единоверцы, Петю и Володю уже не звали, наоборот, мать старалась выпроводить их на улицу...
Здесь Петр прервал рассказ.
Поискал спички. Ему хотелось закурить. «Горько что-то во рту», – сказал он. А я почувствовал, что горько ему от другого. От того разлада, который внесла в их семью религия.
В отношениях родителей к нему наступило какое-то охлаждение. Даже на свадьбу сына не пришли и поздравления не прислали. Правда, когда с Петром случилась беда – упал с мотоцикла, стал инвалидом, – родители оживились. Укоряли его: «За грехи тебя бог наказывает». Пробовали вернуть сына в «лоно церкви», но в божьей помощи Петр не нуждался. Более ощутимую поддержку оказал ему, тогда семнадцатилетнему пареньку, колхоз – направил на учебу в техникум.
Петр сумел разобраться, где истина, а где ее суррогаты. Сейчас он крепко стоит на земле – коммунист, заочно учится на пятом курсе сельскохозяйственного института. А другие ребята, отошедшие от религии? Пришли ли они к научному мировоззрению, к пониманию истинных нравственных ценностей?
Разговариваю об этом в райкоме комсомола, но его первый секретарь Александр Смирнов «не в курсе». Конечно, вопросы сложные. Но, увы, не знает он и другого: какие секты действуют на территории района, в станице, сколько их, как влияют на молодежь?
– Ты лучше спроси, сколько у нас молодых передовиков, сколько гектаров зяби вспахано, сколько тонн зерна убрано – я отвечу, а насчет сект... – секретарь разводит руками, – извини, не знаю.
Странно слышать такое от комсомольского работника. Одно дело, не знать каких-то тонкостей вероучения, культа, но чтобы вот так, как Смирнов, вообще быть в стороне от проблем атеистического воспитания...
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.