Июнь 2009
Все началось с того, что одному сотруднику рекламного агентства – бонвивану, любителю хорошо провести время в клубе, туристической поездке или вдвоем с любимой девушкой, в романтической обстановке дома – приснился какой-то Вильям Херст. Вот так прямо и приснился, вместе с именем, неизвестный и незнакомый человек. Позже обнаружилось, что он существует в реальности – это автор комиксов, который много лет находится в коме. Не лишенный авантюризма и альтруизма герой решает спасти Вильяма Херста. Как вы догадываетесь, тоже во сне. Но осознанные путешествия во снах не приводят ни к чему хорошему – там герой теряет и проводника, и любимую девушку… Бонусом к этой истории – пространные описания наркотиков и офисных будней, а также московских баров. Плюс – неуверенные, маловнятные рассуждения про лабиринты подсознания. До середины книги это интересно, а потом уже и вовсе нет.
Автор нашумевшей в прошлом году «Нефтяной Венеры», лауреат премий «Дебют», «Эврика» и «Венец» опубликовал сборник рассказов. Жизненного опыта молодого, но талантливого писателя все же не хватило на то, что-бы в каждом рассказе раскрывать новые сюжеты. Часть из них перекочевала из «Нефтяной Венеры». Но хватает и новых. Рассказы Снегирева лаконичны, а образы, транслируемые им, просты, но зрелищны. Чего, например, стоит огненное колесо, которое запускают по наклонному переулку двое студентов, парализовав преследующих их скинхедов и милиционеров.
Дочки нуворишей снимают платье от Версаче в опере – в подарок понравившейся певице. А глухонемые девушки проезжают на машине вдоль ночных остановок и снимают парней, обутых в сланцы на фиолетовые носки. Все это Москва. Мы ее такой тоже видели, потому чтиво кажется правдоподобным и интересным.
Сборник рассказов Валерия составляют разные истории, суть которых – как живется в Москве мужчинам за сорок. Выясняется, что живут они по-всякому, особенно в кризис – кто-то лечит тоску по умершей любовнице в экзотической стране, кто-то открывает склад несбывшихся надежд и гадает по фотографии члена, кто-то пьет, кто-то выясняет отношения с женой и любовницей, а кто-то – с друзьями и водопроводчиками. Местами эти живописания у автора получаются даже смешно. Но общий вывод об этой и соседней книге (имеется в виду сборник рассказов А. Снегирева) – раз на раз не приходится, один рассказ сыроват, другой боек, один хорош, другой скучен. В общем, писать короткую прозу современным авторам надо еще учиться. Но потенциал есть – свидетельством чего является рассказ Зелиногорского «В день Победы» – об одноногом ветеране, который 9 мая выбирается из своей деревни, чтобы купить продуктов. Грустно и больно.
На примере данной книги двум предыдущим ораторам следует поучиться, КАК писать рассказы. С «Первой любовью» Макьюэн дебютировал в 1975 году и получил премию имени Моэма. «Моя лаборатория, что-бы опробовать различные регистры и найти себя, как писателя», – рассказывал о книге сам Макьюэн. Рассказы действительно разные – фантастические опыты по стереометрии человеческих тел; опыты мальчишек, которые делятся друг с другом свежеприобретенными навыками онанизма и курения. Жертва тяжелого детства, дающая интервью из шкафа или описание сексуальных опытов подростка с десятилетней сестрой – это, пожалуй, чуть слишком. Но качество прозы, язык и глубина описаний заставляет простить Макьюэну любое хулиганство.
Российский читатель в мае 2009 года с этими рассказами писателя знакомится впервые, благодаря потрясающему переводу Василия Арканова.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Февраль 2010
Октябрь 2008
Выбор редакции
Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!