Однако мир детства рано или поздно переносится в мир действительности и сталкивается с повседневной жизнью и заботами. К сожалению, наша действительность преподносит детям больше разочарования и тревог, чем радостей. Дети рано познают войны и лишения, голод и болезни. Мир детства сегодня могут оборвать пуля, бомба, снаряд.
2. Когда мы думаем о будущем, о третьем тысячелетии, мы надеемся, что человеческий разум и доброта победят, что сегодняшние наши дети, рано познавшие, как и мы, ужасы войны, разрухи и скитаний, будут бороться за то, чтобы детские мечты грядущих поколений осуществлялись, чтобы на нашей планете мир и счастье поселились навечно в каждом доме.
1. Мое детство, как и детство моих сверстников,
прошло в тяжелые послевоенные годы. Не хватало продуктов, одежды, жилья. Но больше всего мы страдали от недоедания. Школа к концу войны эвакуировалась из центра в провинцию Ивате. Тоже было несладко, но все-таки не так, как в столице. Эти голодные дни настолько врезались в память, что у меня и сейчас, когда в магазинах
всего вдосталь, возникает порой сомнение: неужели все это можно так просто пойти и купить?
Вообще в те далекие годы нам все доставалось с трудом: и учебники, и книги, и развлечения. Сейчас же, я это просто вижу по своей дочери, для современных детей все доступно – только протяни руку. Не надо ни воду носить, ни дрова рубить. Двери – и те открываются автоматически. Теперь проблема иная: как заполнить свободное время? Такая доступность всего приводит к тому, что дети порой не знают, для чего они живут, кем они хотят стать – словом, плывут по течению. В наше время мы четко представляли себе, кем будем: один – механиком, другой – проводником, третий – машинистом. Не говоря уже о том, что сейчас эти профессии сами по себе не котируются, многие дети мечтают лишь о том, чтобы получить университетский диплом и устроиться на любую, только хорошо оплачиваемую работу. Что и говорить, наш внутренний мир был богаче – у нас всегда была перед собой цель, мы много мечтали, читали книги. Нынешнее же поколение детей целиком и полностью отдается лишь чтению «комиксов» и просмотру никчемных телевизионных программ.
2. Я хочу, чтобы нынешние дети, став взрослыми, были счастливее нас. Чтобы, вступив в третье тысячелетие, молодежи не пришлось сталкиваться с такими социальными проблемами, как коррупция – у всех в памяти «приметы» нашего времени: дело «Локхид» и дело «Сгрумман». Чтобы сама политика стала чище, и молодые люди активнее участвовали в ее осуществлении.
1. Когда я был ребенком, Индия не была независимой. Тогда детей ориентировали на службу господам. Некоторые родители убеждали своих детей, что служить королю (это был английский король) большая честь, что английское правительство милостиво к индийскому народу, что всеми Олегами, которыми пользуется народ, он обязан британскому «радже». Тогда дети не могли высказывать своего мнения. Это были лишь едоки в семье или просто рабочие руки. Тогда не было социального обеспечения детей или системы образования для всех детей. Детей простого народа отправляли в армию или в полицию. Счастливчики мечтали стать конторскими служащими. Чиновниками могли сделаться только дети, родившиеся, что называется, «в рубашке».
После завоевания независимости положение изменилось. В настоящее время дети растут активными и уверенными. Дети пользуются правом на образование, охрану здоровья и трудоустройство. Современные дети мечтают идти своей дорогой, и для этого создаются необходимые условия.
2. Я предвижу доброе будущее для детей в 2000 году. Основание для такого прогноза – общая картина улучшения благосостояния детей по всему миру. В качестве вехи на пути к этому доброму будущему детей я рассматриваю тот факт, что Организация Объединенных Наций объявила 1979 год Международным годом ребенка.
В настоящее время складывается общее мнение во всем мире, что здоровые и образованные дети, перед которыми не маячит проблема безработицы, скорее придут к международному взаимопониманию, будут более активны в борьбе за мир и будут более ответственно подходить к судьбам мира в глобальном масштабе.
Итак, я завидую детям 2000 года, у которых будет все, о чем я не смел мечтать. Это будет время всеобщего просвещения. Это будет время, которое позволит положить конец эксплуатации бедных и слабых. Это будет время без жестокости, угнетения и тирании – просвещенные люди и народы такого не потерпят.
1. Детство – ответственнейший период в жизни каждого человека. Ведь общий настрой, определяющий дальнейшую судьбу, во многом зависит от той информации о мире, которую получаешь в это время. И поэтому детство должно быть прежде всего счастливым. В те довольно далекие годы, когда я сам был ребенком, маленький человек сталкивался со многими трудностями, которых не должно быть на его пути. И в первую очередь – экономические тяготы, трудности, связанные с получением образования. Но надо сказать, что и слишком легкая жизнь может пойти человеку во вред. Жесткие условия существования в определенной степени способствуют формированию в молодом человеке способности к сопротивлению, развивают в нем целеустремленость и настойчивость.
Сейчас бытует, как мне кажется, необоснованный страх перед той лавиной информации, которая обрушилась не только на детей, но и на взрослых. Отбор и накопление знаний идут естественным и вполне разумным ходом. Так что опасаться в этом отношении за наше подрастающее поколение не следует. Важно воспитать в ребенке правильное понимание окружающего мира. В прежней, дореволюционной школе в программах было достаточно много чепухи, не нужной, как говорится, ни уму, ни сердцу. Сейчас много усилий направлено на то, чтобы определить объем знаний, необходимых человеку на различных ступенях образования. Но каждый должен воспитывать в себе не только ясное представление об окружающем мире, но и правильное понимание своего места в обществе. В этом отношении у нас делается много.
2. Развитие человеческого общества, одна из форм движения материи, идет в прогрессивном направлении. Поэтому можно с уверенностью сказать: жизнь последующих поколений – еще одна ступень на пути его совершенствования.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
27 июля 1936 года родился Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа
Рассказ