Болезнь света

Ж Рони| опубликовано в номере №87, октябрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перевод в обработке А. Титова

Научные комментарии к роману

Начинающийся печатанием роман Ж. Рони - роман научно фантастический. Его научность заключается в том, что Рони в основу ряда изобретенных им событий взял научные представления о физических явлениях, в частности в явлениях света. Фантастичность же его в том, что автор теоретически возможное представляет как действительно происшедшее. Изображая катастрофу в явлениях света, Рони в своем романе показывает переживание такой катастрофы человечеством. Ею обусловлена та напряженность обстановки, в которой протекают происшествия романа.

Для того, чтобы наш читатель мог разобраться в причинах событий романа мы даем следующие научные к нему комментарии.

Возьмем заряженный электричеством предмет и начнем его раскачивать с разной скоростью. Если этот предмет будет колебаться 50 раз в секунду вниз и вверх, то получатся электрические колебания - примерно такие, как в тех проволоках, по которым идет ток к нашим лампочкам. Если он будет колебаться 500 раз в секунду, то получатся те колебания которые получаются в телефонных проводах во время разговора. При пятистах тысячах колебаний будут уже те колебания, которые происходят на наших радиостанциях - радиоколебания. Если же мы начнем качать заряженный предмет со скоростью в 5.000.000.000.000 раз в секунду то от нашего предмета начнет исходить тепло, как из печки. Но будем качать его в сто раз скорее - и предмет засветится уже желтым светом.

Таким образом, увеличивая скорость колебания заряженного электрического предмета, мы могли бы получить от него и электрический ток, и тепло, и свет. Эти колебания распространяются кругом волнами в особом веществе, которое называется мировым эфиром, оно невидимо для глаза и неощутимо, но имеет в природе огромное значение. Благодаря его колебаниям и происходит распространение электричества, тепла и света. Волны этих колебаний отличаются не только своей частотой, но еще ее длиною и скоростью. Электрические и световые волны имеют одну и ту же скорость - 300 тысяч километров (280 тысяч верст) в секунду - отличаются только своею длиною. Те волны, которые мы получаем по радио, например, имеют длину в 600 или 1.450 метров; те волны, которые дают свет, уже так малы, что в одном миллиметре их поместится от 10 до 70 тысяч. Одна тысячная миллиметра называется «микроном» и, значит, длина световых волн будет от 1 до 7 десятых микрона. Если длина волны будет 7/10 микрона, то получится красный свет. Если 6/10 - оранжевый свет, 55/100 - желтый свет, 5/10 - зеленый свет. 48/100 - голубой. 45/100 - синий, 4/10 - фиолетовый. 1/10 - так называемый ультрафиолетовый, который не виден для глаза, но в природе имеет огромное значение. (Под влиянием ультрафиолетовых лучей у растений и животных становятся ярче краски, у человека получается загар, а может получиться даже ожог; некоторые вещества под влиянием этих лучей быстро разлагаются, например, ляпис - азотокислое серебро, другие же наоборот соединяются - хлор с водородом и т. д.). Все эти волны имеют, однако, большое сходство не только в скорости их распространения, но еще и во многом другом: все они одинаково отражаются (как световые лучи в зеркале), преломляются (как в призме или увеличительном стекле), могут быть расщеплены (поляризованы) и погашены друг другом (интерферированы).

Это последнее явление особенно интересно. Если направить друг против друга ряд волн одинаковой длины, но так, чтобы гребень одной - волны пришелся против понижения другой волны, то одна волна уничтожит другую и волнение прекратится. Направим таким образом поток волн красного и красный свет перед нами исчезнет. То же самое может получиться, если мы пустим одну волну вдогонку другой, ко также, чтобы гребни одной совпали с долинами другой.

И совершенно наоборот, если гребни обеих или нескольких волн, идущих в одном или противоположных направлениях, совпадут, то волны станут выше. Свет от такого смещения волн станет ярче, звук сильнее, действие волн усилится.

Нет нужды много говорить о той, какое значение имеют электрические, тепловые, световые и звуковые волны в природе. Трудно было бы себе и представить, что случилось бы в природе, если бы эти колебания почему - нибудь исчезли или же, наоборот, возросли.

Нарисовать такую картину как раз и пытается, повторяем, Ж. Рони, и роман поэтому становится прелюбопытным.

Часть первая

Глава первая

Отражение Жоржа Мейраля в зеркале было покрыто туманными пятнами, которые то увеличивались, то уменьшались: отражение получалось менее светлое, чем обычно.

- Это недопустимо, - пробормотал молодой человек.

Обе электрические лампочки были осмотрены и оказались в порядке; зеркало было вычищено, но явление продолжалось. Оно не прекратилось лаже, когда Мейраль переменил лампочки.

- Что - то произошло или с зеркалом, или с электричеством, или со мной!

Ручное зеркало свидетельствовало подобное же изменение. Чтобы проверить себя, Жорж позвал свою служанку Мартину, худое существо, со сморщенным лицом и с глазами пирата. Сперва она ничего не разглядела, так как давно уже была далека от всякого кокетства, потом без чьего - либо внушения заявила:

- Кажется, там полосы и дымок.

- Мое зрение не обмануло меня! - заметил Мейраль. - Мартина, принесите мне свечу.

Через несколько минут при свете свечи явление подтвердилось, и густота пятен усилилась; явление повторилось в разных местах квартиры и на лестнице, освещенной газом. Итак, ни электричество, ни зеркала, ни зрение Мейраля не могли быть заподозрены в какой - либо ненормальности. Приходилось прибегнуть к более общим предположениям, а их могло быть много. Со светом произошло что - то странное. Нужно определить область распространения явления. Оно могло произойти в доме, на одной улице, в городе, могло распространиться на Францию, на Европу.

Мейраль погрузился в размышления. Ему было лет 35; он был худ и мускулист. В его лице приковывали внимание только глаза цвета берилла, повитые янтарем, живые, но рассеянные, с переходами от крайней доверчивости к беспокойству и подозрительности. Его яркий рот говорил о чистой душе ребенка, лоб скрывался под курчавыми волосами, которые поддавались лишь металлической щетке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Штурм ВУЗов

Из воспоминаний об осени - весне 1921 - 22 г.г