Болейте на здоровье!

опубликовано в номере №1276, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще не окончив студию, я начал играть во МХАТе, сцене которого верен и по сей день. Начал играть и в команде нашего коллектива, выступавшей на городском первенстве театров (теперь эта традиция незаметно куда-то канула). А тогда – какие страсти тогда кипели! Играли по большей части рабочие сцены, электрики, но и актеры тоже участвовали. И прежде всего Николай Николаевич Озеров, еще не ведавший, что его ожидает будущее знаменитого телевизионного комментатора. Вот спортсмен до кончика ногтей! Мало того, что он замечательно играл в теннис и стал заслуженным мастером спорта, он и в футбол выступал за команду мастеров – его выставляли несколько раз за основной состав «Спартака». Играл он напористо, смело, технично, помню его отличные удары головой. И номер на его футболке помню – «десятка». Вот только с формой 5 него были трудности, никак не могли подобрать бутсы – размер ноги-то сорок шестой...

Участвовал в наших матчах и один из ветеранов театра Анатолий Петрович Кторов. Теперь о нем вспоминают, как о последнем актере, умевшем по-настоящему носить фрак, и удивляются, когда я рассказываю, что Кторов тоже бегал с мячиком. А мне кажется, что ничего странного здесь нет. Может быть, именно увлечение спортом и придало Анатолию Петровичу его поразительную осанку и бодрость.

Словом, вместе с Озеровым, Кторовым и другими энтузиастами этого занятия мы ниже второго-третьего места на первенстве театров ни разу не опускались. Но и это еще не самая главная моя история про футбол.

Вскоре после окончания школы-студии меня пригласили сниматься в кино – режиссер Евгений Карелов ставил тогда фильм «Третий тайм». О футболе. В основу картины было положено реальное событие времен войны, когда гитлеровцы заставили полуголодных советских военнопленных, в прошлом известных футболистов, играть с откормленной и тренированной командой фашистских офицеров. Мне, как и другим актерам, поручена была роль одного из наших. Роли врагов исполняли преимущественно спортсмены. Тренировал обе команды замечательный мастер футбола Сергей Сальников. Консультантом же был приглашен сам Андрей Петрович Старостин.

Съемки проходили в Одессе, на одном из стадионов, который еще не успели реконструировать после войны. А кино ведь дело какое: нет солнца – сиди загорай. Делать решительно нечего. И стали мы помаленьку играть с нашими экранными соперниками. Одесситы, народ, знаменитый своей любознательностью, приходили на стадион с раннего утра и с интересом наблюдали за происходящим.

И вот как-то раз был назначен «матч века» – футболисты против актеров. Необычайная была игра! Мы, конечно, проиграли, но совсем не с разгромным счетом – 9:7. Ложились под мяч отчаянно, га последних сил выбивались – боролись за победу. Судил матч Сальников. В какой-то момент он назначил одиннадцатиметровый удар в ворота футболистов. Я подбежал к нему с просьбой разрешить пробить мне, поскольку четыре гола я уже забил. (А без спросу бить не посмел...) Но он заявил: «Нет-нет. Теперь очередь Володи Кашпура». Володя, тоже мхатовский артист, надо сказать, играть совсем не умел, что искупалось его большой спортивной злостью, даже яростью. И вот Кашпур сделал зверское лицо, разбежался, но тут Сальников закричал: «Подождите... Подождите!» – и кинулся к Старостину, сидевшему на трибуне: хотел, наверно, посмотреть на реакцию Андрея Петровича. Володя снова разбежался, размахнулся ногой, вспахал бутсой поле так, что вылетел огромный ком земли, а мяч тихонечко покатился... мимо ворот. Старостин от хохота повалился на руки Сальникову. Это было даже смешнее, чем знаменитое интервью Кашпура, в котором он заявил корреспонденту, что в фильме «Третий тайм» сыграл «одного из центральных нападающих» (это теперь в таком высказывании нет чепухи, поскольку играют по системе 4 – 2 – 4, с двумя центрфорвардами, а тогда-то центр нападения мог быть лишь один).

Шутки шутками, но в Одессе услыхали о наших спортивных доблестях и решили устроить настоящий матч на настоящем поле: «Мосфильм» против ОДО (так именовалась игравшая в первой лиге команда Одесского Дома офицеров). И я был удостоен чести играть в нашей команде единственным из актеров. Мы потерпели поражение с небольшим разрывом в счете – может быть, потому, что мне не удалось забить ни одного гола?..

Вот вам те три истории, что я собирался рассказать. Наверное, они ничуть не хуже разных мудрствований объяснили, до какой степени я люблю спорт вообще и футбол в частности (хоть и никак не связываю это с криками на трибуне и другими привычными проявлениями «боления»). Олимпиаду я встречаю с надеждами и огромным интересом. Буду работать в культурной программе и надеюсь в эти дни сыграть на сцене не хуже, чем те, кто выйдет на футбольное поле (а придется нашим нелегко: сборная СССР оказалась в одной подгруппе с сильной командой Аргентины, и, чтобы победить, питомцам Константина Бескова надо будет показать настоящий футбол!). Вообще искусство и спорт близки и похожи – это уже истина банальная. Впрочем, она от частого употребления истиной быть не перестала. Скажу даже больше: между театральной игрой и игрой спортивной вообще почти не вижу границ. Но это разговор долгий, и потребует он не трех, а может быть, тридцати трех историй...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены