Болейте на здоровье!

опубликовано в номере №1276, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я не люблю спорт, когда он разъединяет людей, а не объединяет, потому что дилетантство среди зрителей тоже опасно. У настоящего любителя и ценителя спорта при всем патриотизме всегда найдется чувство уважения и радости за красиво и честно победившего соперника.

Если суммировать все мои «не люблю», то легко обнаружить причины, порождающие эту нелюбовь.

Недаром слова «физкультура и спорт», несмотря на всю разницу наполняющего их содержания, соседствуют даже в названиях руководящих спортом организаций.

Олимпиада-80 – это для меня праздник Физкультуры и Спорта.

Я люблю спорт, потому что он объединяет людей. Потому что настоящий спорт всегда исполнен благородства, мужества, красоты, силы, самопожертвования.

Я люблю спорт, потому что это всегда спектакль, имеющий ясный и точный конфликт и сюжет, который никогда заранее не известен зрителям.

Я люблю спорт за точность и объективность результата, наверное, потому, что такой точности и объективности никогда нельзя добиться в искусстве. И в этом можно позавидовать спортсменам.

Им можно позавидовать также и в том, что, утверждая себя и побеждая соперников в честных и открытых боях, они не приносят никому вреда, позавидовать тому, что их самые горячие сражения служат миру!

Я желаю нашим спортсменам побед на олимпийских аренах, но я желаю им также и умения достойно проигрывать. Потому что самая главная цель Олимпиады – это утверждение Человека. Человека красивого, сильного, благородного. Человека, стремящегося служить другим людям.

Ирина Бугримова, Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР

Мне всегда и всего было мало. Потому я и считаю себя спортсменкой. Колоссальная человеческая неуемность, стремление постоянно быть первым, неумение бегать просто так, а только наперегонки – вот что, мне кажется, объединяет настоящих спортсменов, независимо от того, участвуют ли в первенстве двора или мира, достигают ли больших высот или скромного третьего разряда. Азартное желание победить пронизывает спорт на всех его уровнях.

Родилась я в семье, отличавшейся жадным интересом к жизни в любых ее проявлениях. И выросла девочкой крепкой, подвижной и, кажется, непугливой. Отец был ветеринарным врачом, и я чуть ли не с младенческих лет стала ездить верхом, научилась любить животных, искусство и поступила в музыкальную и балетную студию при Харьковском оперном театре, причем всерьез готовилась в балерины. Но, как я уже сказала, мне всегда и всего было мало...

В ту пору огромную популярность приобрели кинобоевики, герои которых совершали головокружительные трюки. Я. загорелась желанием стать такой вот актрисой. Путь к этому лежал через спорт, и я стала заниматься всем подряд: легкой атлетикой и гимнастикой, плаванием и конькобежным спортом. В 17 лет завоевала первенство Украины по легкоатлетическому пятиборью. Чем я только не занималась – и в хоккей с мячом на футбольном поле играла, и в мотогонках участвовала, и даже штангу поднимать пробовала. (А уже став артисткой цирка, однажды победила в чемпионате Нижней Волги по прыжкам в воду.)

Поступила в Харьковский физкультурный институт, думала стать инструктором по спорту. Но и этого было мало... Познакомилась как-то с мотогонщиком, Александром Буслаевым, и придумали мы с ним создать необычайный цирковой аттракцион. Это была своеобразная физкультурно-хореографическая композиция на темы зимних празднеств, а заключительным аккордом стал полет на «аэросанях». По наклонному металлическому скату неслись, разгоняясь, легкие сани, затем трамплин подкидывал их вверх, я пролетала в воздухе над манежем, делала петлю, проскальзывала сквозь вращающиеся кольца и приземлялась вместе с санками на сетку-амортизатор. Теперь этот трюк не исполняет никто – не позволяет техника безопасности.

Ну, а дальше – вполне естественно, я и на этом не остановилась – стала выступать на лошади. Принимали, как и «на санях», неплохо, но мне опять-таки было мало. И я начала заниматься дрессурой, причем сразу же со львами. Вот этого уже хватило почти на сорок лет. Поверьте, добровольное заточение в клетке, да еще с дикими зверями, приносит ощущения достаточно разнообразные...

Я прожила жизнь долгую и счастливую (хотя бы потому, что ни лошади меня не затоптали, ни «сани» не угробили, ни львы не съели). Ко мне всегда хорошо относились товарищи по искусству. Публика не скупилась на аплодисменты. Так что я не припомню, чтобы испытывала тоску и уныние. И если оглянуться назад, то становится ясно: причина всему – спортивность натуры.

...Когда четыре года назад я поехала туристкой на Олимпиаду в Монреаль, среди прочих чувств я испытала и некоторое тревожное ощущение. Поняла, увидела воочию, какой масштаб принимают теперь Олимпийские игры, и подумала с-опаской, а успеет ли моя страна выполнить такую грандиозную работу, за которую взялась. Успели. Все, что обещали, выполнили. Просто не веришь своим глазам...

И теперь дело за спортсменами. Условия им созданы такие, о которых мы когда-то не могли и мечтать. Так что давайте, ребята, старайтесь, милые! Мы, старые спортсмены и физкультурники (а я как реликвии храню спортивные грамоты той поры, номерные почетные знаки «ГТО» и «Ворошиловский стрелок»), на вас, олимпийцев, надеемся! Побольше вам настоящего, здорового, истинно спортивного азарта!

Виктор Клюев, Герой Социалистического Труда, сталевар завода «Серп и молот»

За нашу олимпийскую сборную по футболу я буду переживать с особенным чувством. И не только потому, что она представляет наш отечественный футбол. В какой-то мере сборная представляет и... наш завод. Всем известно имя Бескова, наставника олимпийцев. Но, наверное, мало кто знает, что в свое время Константин Бесков был игроком «Металлурга» – команды завода «Серп и молот». Вместе с ним в нашей команде выступал и другой известнейший футболист – Григорий Федотов. Надо сказать, команда была довольно сильная. Она выступала в классе «А» и даже завоевывала призовые места на первенстве Союза. А тренировал ее также всем известный спортсмен, заслуженный мастер спорта Б. А. Аркадьев.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены