Без анестезии

Владимир Анисимов| опубликовано в номере №1442, июнь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Да, и у нас внедрялась так называемая комплексная система управления качеством. Подводились итоги, вывешивались «Экраны качества». Только все это было само по себе, а реальная жизнь сама по себе. Систем разных много наплодили, но все на поверку оказались мертворожденными. Ведь политика оставалась прежней: дай больше, больше, больше... Я и сам знал, что нередко сдаю продукцию с отступлениями от нормы, но тоже «давил» на работников ОТК, особенно по тридцатым числам: что вы тут, мол, придираетесь, все нормально. Можно, конечно, винить начальника цеха. Но вся атмосфера такая была. И еще то учтите, что материальные стимулы зависели именно от количества.

— А теперь не перегибаете ли палку? Вот машина неважно покрашена...

Или такой случай: болты на корпусе турбины на пару лишних миллиметров выступают за кромку гаек. Что тут такого? А вы не принимаете...

— Мелочей в качестве, как правило, нет. Взять те же болты: если их целый лес и все разной величины — машина выглядит неряшливой. Почему мы должны быть безразличны к внешнему виду продукции? Он тоже наглядно показывает уровень культуры производства. А не будет культуры — не будет высокого качества. Выйти на высший уровень можно только в том случае, если добиваться его в любых «мелочах». И мы вовсе не собираемся наступать кому-нибудь на горло. Наша цель: выявить коренные причины брака, начиная от поставок комплектующих изделий и до самого финиша. Определить. кто конкретно в чем виноват — станок ли. инструмент, технология или человек? И все причины расставить по своим местам.

— Много претензий у рабочих по оборудованию...

— Это нас тоже очень беспокоит. Оборудование старое, а нового не предвидится. Например, зуборезные станки нужного класса отечественная промышленность не производит. Московский ЭНИМС работал над созданием станков, но отстал от Запада уже на стадии разработки. Сколько же можно зависеть от импорта? Наверное, и завод во многом сам виноват: не заказал вовремя станки. Но и от завода не все зависит. Как нам быть? Пока в безвыходных положениях приходится идти на компромиссы. Но как бы там ни было, а госприемка многих заставила подтянуться. Как бы ни было трудно, но в сравнении с первыми месяцами нашей работы сдвиги есть.

— А давления «сверху» вы еще не испытываете?

— Появляются элементы трескотни вокруг госприемки. Вчера кто-то из районных руководителей звонил нам: «А есть ли у вас посты контроля качества?» Дело запахло лозунгами...

— Вы не считаете, что стоило вводить госприемку постепенно, дать заводу время на подготовку?

— Так бы всю жизнь готовились — и ничего б не вышло. Хоть и болезненно, но такие вещи надо делать сразу.

Я бы сравнил госприемку со скальпелем хирурга, вскрывшего застарелый нарыв, причем без анестезии. Если болезнь долго загоняли вглубь, прикрывали косметическими средствами, то хирургическая операция, ясное дело, не могла пройти безболезненно. Появились осложнения... Но никого госприемка не «бьет». Бьет нас привычка к беспорядку, долгая раскачка, медлительность в решении насущных вопросов. В этом главные уроки госприемки.

Очень сложно говорить об участии в новом деле комсомольской организации. В крайкоме ВЛКСМ мне откровенно сказали, что комсомол еще только ищет свое место в настоящей борьбе за качество. А на заводе... повеяло вчерашним днем, все той же трескотней и лозунгами. «Посты качества», «Комсомольские паспорта качества»... «Что они есть, эти посты, что их нет — все едино», — сказал молодой бригадир Александр Диденко, и сопровождавший меня работник комитета комсомола молчаливо согласился.

Но больше всего удивил новый почин комитета комсомола, совпавший по времени с введением госприемки. Выдвинут лозунг: «Экспортным поставкам — комсомольскую заботу». Создается специальный штаб шефства, который будет следить за сроками и качеством изготовления этой продукции... Слов нет, негоже подводить зарубежных партнеров. Но вот их-то мы, как правило, и не подводим. Неужто не видно комсомольцам более насущных проблем?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сказка о тройке

Фантастическая повесть

Братья

Рассказ