Беспокойная старость

Леонид Рахманов| опубликовано в номере №295, июль 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Герой пьесы Л. Рахманова «Беспокойная старость» профессор Полежаев, прообразом которого послужил великий русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев, знаком многим нашим читателям по фильму «Депутат Балтики». Пьеса показывает новые стороны характера героя, успевшего стать нам дорогим и близким. Мы печатаем первый акт пьесы, в котором ярко дан облик ученого-бунтаря, ненавидящего царский строй и университетскую казенщину.

Время действия - 1916 год. Действующие лица (в первой картине):

ПОЛЕЖАЕВ, Дмитрий Илларионович, - профессор, действительный и почетный член более полусотни научных обществ, университетов и академий всего мира, за исключением Российской Академии наук, где он был забаллотирован; 74 года.

МАРИЯ ЛЬВОВНА - его жена; 62 года.

ВОРОБЬЕВ, Викентий Михайлович, - доцент, ученик Полежаева; 28 лет.

БОЧАРОВ, Михаил Макарович, Миша, - студент; 24 года.

ДВОРНИК.

Гостиная в квартире Полежаева. В задней стене - дверь в кабинет. Налево - дверь в прихожую. Направо - окна на улицу. Масса цветов и зелени в жардиньерках, на подоконниках. Очень чисто и очень тихо. Узкая дорожка тянется из прихожей через всю комнату. Один стул от окна отставлен на середину комнаты, как раз на дорожку. На стуле спит кошка. И вдруг поехал стул с кошкой. Дорожка тихонько скользит по паркету в прихожую. Когда стул доехал почти до двери, движение прекратилось. Смеясь, входит Мария Львовна в белом переднике поверх щегольского платья. В руках щетка на длинной палке.

МАРИЯ ЛЬВОВНА (примирительно, наклонившись к кошке). Ну, прости, пожалуйста. Я и не видела тебя на стуле. (Идет и открывает дверь в кабинет.) Миша, у вас как дела? (Ей тотчас приходится посторониться: огромный Миша, в студенческой тужурке, тащит кадку с каким-то деревом. Стал посреди комнаты и беспомощно оглядывается. Мария Львовна командует.) Ставьте сюда. Это сюда. Жардиньерку налево. Ящик. Так. Нате щетку, вон в углу паутина. Выше. Еще. Ух, какой молодец! Все. Садитесь и отдыхайте. Куда же вы на кошку? Возьмите на руки. А зачем кверху лапами? Фу, обращаться с кошкой, и то надо учить.

БОЧАРОВ (сел, держа кошку как хрупкую вещь; густым басом). Кажется, хорошая кошка.

МАРИЯ ЛЬВОВНА (орудуя щеткой возле самых его ног так, что он беспокойно их подбирает). Не кажется, а это бесспорно.

БОЧАРОВ (глубокомысленно). Моей породы.

МАРИЯ ЛЬВОВНА. Что-о?

БОЧАРОВ. Сибирская. Я ведь из Омска.

МАРИЯ ЛЬВОВНА (многозначительно). Ну, Миша, ваше счастье, что сегодня Дима приедет. (Подойдя вплотную, понизив голос.) Может, скажете, что с вами делается? (Бочаров молчит.) В такую рань явился. Побриться даже не успел. Глаза бессонные. (Инквизиторски присматривается к нему.) Уж я вижу, что что-то есть. В университете, да? Да или нет?

БОЧАРОВ. Мария Львовна, потом.

МАРИЯ ЛЬВОВНА (свирепея с каждой фразой). Ах, потом! То есть когда приедет. Дмитрию Илларионовичу только можно сказать. Ему одному доверие! Ну, так и сидите в его кабинете. С глаз долой! Прочь! (Бочаров встает. Мария Львовна гонит его, концом щетки толкая в спину.) Носа не смейте высовывать, пока не позову! (С сердцем захлопывает дверь.) Нет, какой студент пошел, ни капли доверия, ни грана уважения к профессорше. Возмутительно! Я сама была студенткой. Не чета вам: заграницей училась. Мы чтили даже экономку любимого профессора. Даже его пивную кружку. Мы готовы были целовать у нее ручку.

ГОЛОС БОЧАРОВА (из кабинета). У экономки?

МАРИЯ ЛЬВОВНА (запальчиво). Нет, у пивной кружки. (Топнув ногой.) Да как вы смеете там подавать голос! (Постояв немного около двери, кротким голосом.) Миша, вы на меня не сердитесь?

ГОЛОС БОЧАРОВА. Нет, Мария Львовна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены