Молельни у баптистов мало приметны с виду. В деревнях баптистские общины норовят свои молитвенные дома приютить где-нибудь на выселках, на отшибе; в городах и в рабочих поселках - на окраинах, в одноэтажных хибарках, во флигельках, - словом, подальше от посторонних взоров...
Столь же невзрачно и внутреннее убранство баптистских молитвенных домов. Стол, несколько рядов скамей или стульев, бак с водой у входной двери, шкаф с религиозной литературой и музыкальными инструментами, редко фисгармония или пианино. На стенах висит лишь несколько плакатов, написанных от руки: «Царство божие - внутри нас», «При-идите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас», «Евангелие - наша крепость» и т. д. Иногда в виде плаката вывешен узорчато разрисованный листик со строфой из стихотворения:
«Твердой верой в дни неверья
Божий стан огородим;
Яд сомнений, маловерья
До конца искореним».
Как видим, отличие баптистских молелен от раззолоченных православных и католических храмов разительное. Здесь нет ни размалеванных иконостасов, ни театрализованных подмостков - амвонов и клиросов, ни прочей сверкающей бутафории. Проповедники у баптистов не рядятся в странные одеяния, как попы в церквах, и не возглашают на непонятном языке нелепые заклинания. Театральные службы заменены упрощенными беседами с верующими. Даже музыка, и та утратила у баптистов специфическое церковное звучание.
В обиход введены популярные душещипательные песенки совершенно светского характера, вроде романсов «У камина», «Кирпичики» и пр. Лишь слова подобраны к этим романсам иные, «божественные». Со свойственной им беззастенчивостью баптисты используют в своей работе даже революционные песни.
Надо признать, что по части тонкого приспособления, змеиной изворотливости баптисты не знают себе равных в христианстве.
За две тысячи лет христианство порядком износилось и покрылось заплатами. Эпохи оставляли свои следы на этом «божественном» учении, как геологические эры - на профиле земли. Господствующие классы перерабатывали христианскую религию в соответствии со своими интересами.
Соответственно видоизменялся и самый облик Христа.
«Царь царей и господь господствующих», небесный монарх-самодержец в короне, порфире и виссона, восседающий на заоблачном престоле, в окружении «придворных» архангелов, серафимов и херувимов, - вот тип Христа, изображаемый православной церковью или католицизмом.
Совсем иной образ бога пропагандируют протестантские церкви. Их Христос - это, прежде всего «добрый пастырь», порядочный и заботливый отец буржуазной семьи. Богослов Гарвардского университета Пибоди учит, что «Иисус был джентльменом. Он помогает богатым творить выгодный «бизнес», а бедных учит смиряться со своим положением». Христос - шеф «бизнеса», Христос, во фраке и лакированных штиблетах благословляющий биржу, - таков новый облик модернизированного, буржуазного бога. Один японский миссионерский журнал опубликовал весьма любопытную молитву «христиан - владельцев военных заводов». В этой молитве говорится: «Господи, сделай так, чтобы наша военная промышленность развивалась и преуспевала, чтобы прибыль наша росла с каждым днем. Для того чтобы возникла война, мы не пожалеем никаких жертв. В войне - счастье. Аминь».
Но «реконструкция» образа христа этим не закончилась.
Баптизм, возникший еще в XVII веке как течение в христианстве, но развившийся лишь в прошлом веке, подновил этот образ, подчистил, припомадил.
Баптисты не выдают своего боженьку за «царя царей» или за верховного шефа «бизнеса», наоборот: баптисты подчеркивают, что христов - де сам был тружеником и пролетарием по происхождению (сын плотника!), что он был вожаком бедноты, и т. д.
Такая новейшая трансформация мифического христа создала сектантству, в том числе и баптизму, известную популярность в тех слоях верующих людей, которые разочаровались в православии или в католицизме, но не распростились с религией вообще. «Демократичность» баптизма привлекала к нему верующих из числа тружеников, которые справедливо видели в официальных церквах грубую полицейскую агентуру. Тунеядство священников и монахов, откровенная связь казенной церкви с эксплуататорскими классами вызывали протест даже со стороны самих верующих и создавали благоприятную почву для развития сектантства.
Во второй половине XIX века баптизм получил мировое распространение, главным образом среди мелкобуржуазных и отсталых пролетарских слоев в США, Англии, Бельгии, Дании. В Америке в 1880 году было 2,6 миллиона баптистов, а к началу XX века число их превысило 8,5 миллиона. Сейчас баптисты занимают в США по количеству общин первенствующее место. В Европе баптистов насчитывается около 2 миллионов. Кроме того, баптисты ведут миссионерскую работу в колониальных и полуколониальных странах. Баптистские миссии есть на Цейлоне, в Австралии, Вест-Индии, Индии, Конго, на Филиппинах, в Африке (Нигерия) и в других местах. Объединяются баптисты в свой мировой союз, располагающий значительными средствами.
В России в 80-х годах прошлого века возникли баптистские общины в 30 губерниях, причем городские общины состояли из ремесленников, извозчиков, мелких торговцев и частично из рабочих - текстильщиков, железнодорожников, строителей и др. В 1884 году в одном из сел на Украине состоялся съезд баптистов России и был учрежден «Российский баптистский союз». Этот союз существует до сих пор. Распространен баптизм в центральных районах РСФСР, Поволжье, Сибири, на Украине, Северном Кавказе и Дальнем Востоке.
Основой баптизма является евангельское учение. Опираясь на евангелие, баптисты заявляют, что они «приняли Христа как своего господа и осуществляют в жизни его законы любви». Каковы же эти баптистские «законы любви»? Баптисты проповедуют любовь к людям без различия их классовой принадлежности. «Все люди - братья», - утверждают они, а стало быть, и к врагам - обидчикам, насильникам, эксплуататорам - надо относиться любовно, по-братски. Не надо бороться против зла, насилия, эксплуатации, а следует покоряться своей судьбе: «Терпите, за терпение бог дает спасение». Нужда, страдание не являются злом, учит баптизм: они облагораживают человека, соединяют его с богом, в то время как счастье и материальное благополучие отвлекают человека от бога. Чем хуже тебе живется в земном мире, тем лучше тебе будет в мире загробном. «Земные блага - это тлен, - заявляют сектанты, - для духа нет им цен».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
15 октября 1917 года была казнена Маргарета Гертруда Зелле, более известная под именем Мата Хари